Туристские тропы ведут на Северо-Запад

Почти во всех областях и республиках Северо-Запада в последние 2-3 года отмечается увеличение потока российских туристов на 5-10%.

<BR><BR>Почти во всех областях и республиках Северо-Запада в последние 2-3 года отмечается увеличение потока российских туристов на 5-10%. <BR>Туроператоры убеждены, что если создавать условия по привлечению туристов на Северо-Запад, то темпы наращивания доходов в этой сфере бизнеса могут быть гораздо выше.<BR><BR><B>Кто в туризме хозяин</B><BR>Одна из причин медленного развития турбизнеса в регионе - отсутствие реально действующей силы, занимающейся его развитием.<BR>Практически во всех областях и республиках Северо-Запада вопросами туризма занимаются отделы, входящие в состав комитетов по делам молодежи, физкультуре, спорту и туризму, комитетов по внешнеэкономической деятельности или комитетов по культуре, кино и туризму. Их функции большей частью сводятся к распределению небольших бюджетных средств, выделяемых на развитие туризма. <BR>В результате на просьбу назвать число туристов лишь в комитете по культуре, кино и туризму Новгородской области дали ответ сразу, причем назвали количество российских и иностранных туристов, динамику роста. Но это скорее исключение, чем правило: другим специалистам для ответа на этот вопрос потребовалось от 3 часов до нескольких суток.<BR>Некоторые подвижки есть там, где туризм развивается при содействии городских властей. Например, лет 10-15 назад в Череповце останавливалось более 200 круизных судов в год, в конце 90-х их число сократилось почти до нуля. Практически полностью исчез и собственный местный турпродукт, способный привлечь сюда туристов. Череповецкие турфирмы в основном занялись выездным туризмом. <BR>Ситуация стала изменяться 3 года назад: был разработан общий городской проект развития туризма "Череповец - город пяти морей", проведено исследование рынка, открыт бюджет для развития туризма. Упор делается на усиление речных круизов: судам обеспечены бесплатные условия стоянки в порту Череповца, разработаны экскурсионные программы по городу, идет реконструкция причалов.<BR>Развитие внутреннего туризма - составная часть городского инвестиционного проекта. <BR>Если в 1998 году на развитие туризма из бюджета Череповца было выделено 0,8 млн руб., то в 2000 году - 2,8 млн руб., которые имеют целевым назначением совершенствование городской инфраструктуры - реконструкцию гостиницы "Ленинград", речного вокзала, проведение маркетинговых исследований.<BR>Комитет по туризму сейчас создается в администрации Архангельской области, при этом был использован опыт Петербурга, где появление отдельного комитета резко усилило процесс развития туристской отрасли.<BR>Раньше структура, отвечающая за туризм, находилась в комитете по культуре и продвижением своего региона на туристический рынок не занималась.<BR>Для Архангельской области туризм - очень важная составляющая, но ее развитие тормозят проблемы с развитием инфраструктуры. <BR><BR><B>Туристу нужна крыша </B><BR>Состояние гостиниц - проблема для всего Северо-Запада. В каждой из областей региона называют лишь две-три комфортабельные гостиницы, где номера оборудованы всеми удобствами. Лишь в Калининградской области и в Республике Карелия положение несколько лучше. <BR>Значительно хуже обстоят дела с турбазами и кемпингами, где порой нет элементарных удобств. Это сдерживает развитие туризма. Так, Приозерский район Ленобласти очень перспективен для развития "ностальгического туризма" - сюда едут финские туристы. Однако в разгар сезона (июль-август) в Приозерске в единственную городскую гостиницу "Корела" не пробиться: места распределены на 2-3 недели вперед. <BR>"Из 635 тыс. туристов, ежегодно посещающих Новгород и область, многие москвичи и петербуржцы приезжают только на 1 день", - сетует заместитель председателя комитета культуры, кино и туризма администрации Новгородской области Валентина Смирнова. Одна из причин в том, что в сезон в гостиницах мест не найти. Не спасает положение и открывшаяся после ремонта гостиница для среднего класса "Волхов". Строится за счет собственных средств вторая очередь гостиницы "Интурист", полная стоимость проекта - $15,6 млн. <BR>В Карелии 36 гостиниц на 2271 место. Кроме того, есть турбазы, санатории, базы отдыха, всего - на 594 места. Средняя стоимость проживания в сезон 2000 года колебалась от 100 до 250 руб. за место. Но существующая гостиничная база ни количественно, ни качественно не удовлетворяет спрос. <BR>Потребность в инвестициях на реконструкцию имеющихся средств размещения оценивается в 400 млн руб. В 2000 году из регионального бюджета на эти цели выделено 1,5 млн руб., еще 0,5 млн руб. запланировано на 2001 год. Остальные средства предполагается привлечь из внебюджетных источников.<BR>В Архангельской области в 2001-2002 годах планируется строительство гостиницы на Соловецких островах, реконструкция гостиниц "Петербургская" (4,5 млн руб.), "Архангельск" (12-15 млн руб.), строительство в Каргополе туристского комплекса на 40 мест (9 млн руб.) и другие проекты. <BR>"В Псковской области активно идут строительство и реконструкция гостиниц и коттеджей, - говорит специалист отдела туризма комитета по внешним связям и туризму администрации Псковской области Оксана Хоронен. - Открылись мотели "Балтия" (Псков) и "Прибалтийский" (Себеж), база "Лесное озеро" (Великолукский район), идет реализация других проектов".<BR><BR><B>Красна изба рекламой</B><BR>Вологодская область только в 2000 году начала активно раскручивать новые проекты, например посещение резиденции Деда Мороза. В преддверии Нового года великоустюгский Дед Мороз буквально не сходил с экранов телевидения и газетных страниц. Благодаря этому приток туристов вырос на 34.000 человек.<BR>Многие администрации открыли свои сайты, где можно ознакомиться с историей и достопримечательностями, туристскими маршрутами, узнать адреса властных структур, отвечающих за развитие туризма. <BR>Еще один вариант работы практикуют, например, в Ленинградской области. Здесь регулярно проводят выездные семинары: представителей турфирм везут на 1-2 дня в различные районы области и показывают возможности для туризма.<BR>В Вологде в апреле решили провести первую туристическую ярмарку "Ворота Севера", в которой представят свои маршруты около 50 фирм. <BR>"Уже к лету 2001 года в центре Великого Новгорода появится "Красная изба" - "Туристский офис Великого Новгорода", - рассказывает Валентина Смирнова. - Ее строительство финансируется из бюджета муниципалитета и обойдется в 2 млн рублей". Здесь можно будет познакомиться с возможностями туристических фирм, получить информацию о достопримечательностях Новгорода, изучить карту и буклеты, посмотреть календарь событий. <BR>В 2001 году на Северо-Западе начинает работу новый туристический проект ТACIS "Развитие туризма в российской части Баренцева моря Евро-Арктического региона", бюджет которого составляет 1,1 млн евро.<BR>В качестве основных мероприятий намечено создание информационных центров в Петрозаводске, Мурманске, Архангельске, разработка пилотных проектов, информационное продвижение регионов, входящих в проект. <BR><BR>