Российские производители переключаются на крабовые палочки

Крабовые палочки - один из наиболее рентабельных продуктов рыбопереработки. Именно поэтому российские производители этого продукта намерены потеснить с рынка азиатов и литовцев.

<BR><BR>Крабовые палочки - один из наиболее рентабельных продуктов рыбопереработки. Именно поэтому российские производители этого продукта намерены потеснить с рынка азиатов и литовцев.<BR>На рынке рыбопродуктов крабовые палочки остаются наиболее популярным товаром. Они занимают до 70% всего сегмента замороженных рыбных полуфабрикатов. <BR>Общий размер рынка этого продукта составляет не менее $60 млн в год.<BR>Спрос на палочки носит ярко выраженный сезонный характер. Трейдеры утверждают, что перед Новым годом можно выбросить на рынок любое количество палочек. Россияне скупят все и даже по завышенной цене. Летом же они расходятся с трудом, поэтому и торговая наценка минимальна. В жаркие месяцы конкуренция обостряется до предела, и компаниям приходится устраивать распродажи. Зимой же 20-30% наценки - далеко не предел.<BR>В холодное время года трейдеры готовы и могут продавать значительно больше, независимо от марки и происхождения продукта. Но производители пока не в состоянии подкрепить эту приятную возможность адекватными ресурсами. И у оптовиков возникают перебои с поставками, так как рыбокомбинаты увеличивают сроки отгрузки.<BR><BR><B>Сами мы не местные</B><BR>Все импортные марки палочек традиционно производятся на Востоке - в Китае, Корее или Таиланде. А в Россию попадают обычно из Европы. Место производства определяется близостью к источнику рыбного сырья и стоимостью рабочей силы.<BR>С небольшим отрывом за азиатскими производителями следуют литовские. "Вичюняй" - одна из ведущих компаний Литвы - ежегодно ввозит в Россию около 7,8 тыс. тонн продукта. Для сравнения: Китай поставляет 8,3 тыс. тонн. К 1998 году в Россию ввозилось около 50 тыс. тонн этого продукта, сейчас - около 30 тыс. тонн.<BR> <BR><BR><B>Массовый гипноз</B><BR>Объективно говоря, крабовые палочки - продукт вовсе не дешевый, хотя производители убедили потребителя в обратном. Розничная цена килограмма - 60-65 руб., что эквивалентно стоимости филе минтая. Но филе - это мясо, а палочки - это фарш.<BR>Максимальный же вес упаковки палочек составляет 250 г. Сделать больше - значит увеличить цену. Но этот продукт рассчитан не на богатых людей. Для них продается деликатес - белое мясо крабов.<BR>Крабовые палочки - типичная "быстрая еда". Продукт, готовый к потреблению. Это не вобла, которую чистят, прежде чем закусывать, не котлеты и не филе рыб, которые нужно как-то приготовить с гарниром. Кроме того, в России чрезвычайно популярен салат из крабовых палочек. Перед новогодними праздниками каждый человек покупает хотя бы одну упаковку.<BR><BR><B>Кто кого</B><BR>Отечественные рыбопереработчики наращивают мощности по выпуску продукции.<BR>На Северо-Западе крабовые палочки производят всего две компании - ОАО "Протеин" (Мурманск) и ОАО "Рыбообрабатывающий комбинат №1" (Петербург). Оба производителя готовятся к серьезной конкурентной борьбе. <BR>ОАО "Протеин" - один из крупнейших рыбопереработчиков Мурманска. Еще в 2000 году компания оставалась крупнейшим производителем палочек в регионе, выпуская около 6 тонн продукции в сутки. Впрочем, сейчас расстановка сил на рынке может измениться.<BR>Петербургский монополист по выпуску крабовых палочек - ОАО "Рыбообрабатывающий комбинат №1" еще в конце прошлого года увеличило производство в 6 раз. Расчетная мощность японской линии составляет 6 тонн продукции в смену.<BR>На достигнутом компании останавливаться не собираются, однако своих планов раскрывать не спешат. Представители предприятий уклончиво рассказывают об увеличении объема производства. Со слов заместителя генерального директора по производству ОАО "Протеин" Бориса Кондакова, стало ясно, что основной упор компания делает именно на крабовые палочки.