00:0002 марта 200100:00
5просмотров
00:0002 марта 2001
Идея корпоративного стиля, как и многие другие элементы современного делового костюма, появилась в 70-е годы ХХ века.Прежде всего единообразие внешнего облика сотрудников казалось дополнительным (и весьма действенным) способом раскручивания марки. Кор
Идея корпоративного стиля, как и многие другие элементы современного делового костюма, появилась в 70-е годы ХХ века.<br>Прежде всего единообразие внешнего облика сотрудников казалось дополнительным (и весьма действенным) способом раскручивания марки. Корпоративный стиль медленно, но верно работал на узнаваемость фирмы, что было немаловажно в семидесятнической битве за рынок.<br>Другой причиной регламентации одежды было вполне понятное стремление руководства поддержать и укрепить трудовую дисциплину. В 70-е годы система интернациональных мультикорпораций стала, по сути, свершившимся фактом. Управлять ими без средств дополнительной (пусть даже чисто внешней) структуризации становилось все труднее. Поэтому одежда, напоминающая о строгой школьной дисциплине, была весьма кстати.<br>Корпоративный стиль фактически стирал различия между звеньями деловой иерархии, закладывая основы того, что сегодня называется политкорректностью. Так представителям различных ступеней служебной лестницы было легче чувствовать себя частью единой команды.<br>Фирменное единообразие в области костюма оказалось естественной реакцией на появление в 70-е годы в офисах огромного количества женщин. Дабы у последних не возникало соблазна отвлекать ценных кадров легкомысленными нарядами, женперсоналу (а заодно и всем остальным) было предписано соблюдать весьма жесткие требования в области одежды и внешнего вида.<br>О строгости офисных нравов рубежа 70-80-х ходят легенды. Говорят, в некоторых американских фирмах не разрешалось приходить на работу в рубашках, где ширина полосок была больше десятицентовой монеты. Прекрасная половина человечества даже в самые жаркие дни вынуждена была приходить в офис в душных капроновых колготках. Невероятные вольности позволялись только по пятницам. На службу можно было прийти в твидовом пиджаке и, может быть, даже не в белой, а в однотонной рубашке. К началу 90-х годов, однако, выяснилось, что далеко не все фирмы стремятся поддерживать идею корпоративного стиля. Многие компании видели несомненное преимущество в том, что их служащим была предоставлена свобода выбора. В этот кризисный для корпоративного стиля период идея фирменного единообразия в одежде докатилась и до России.<br>Заметим: европейская система офисной одежды была в России усвоена гораздо быстрее и точнее, нежели сама экономическая модель. Парадокс, с нашей точки зрения, заключался в том, что <офисная система ценностей> на удивление органично вписалась в советские представления о прекрасном. Особенно справедливым этот тезис оказался для женской офисной одежды.<br>Мужчины, напротив, поспешили отказаться от <райкомовских> серых костюмов. Этим отчасти объясняются те вольности, которые были позволены в офисной одежде в начале 90-х годов. Другой проблемой была, разумеется, ограниченность в средствах. Поэтому менеджер в клетчатом пиджаке и цветной рубашке казался настоящим воплощением деловой элегантности.<br>Сегодня ситуация изменилась. В большинстве фирм сложился определенный набор требований к внешнему виду сотрудников. Требования далеко не всегда жесткие. В большинстве случаев они сводятся к соблюдению элементарного делового этикета: появлению в офисе в костюме и при галстуке.<br>Введение форменной одежды - лишь крайняя степень данной позиции. Поэтому форма предусмотрена прежде всего для представителей низшего звена деловой иерархии: обслуживающий или технический персонал, секретари, продавцы. В некоторых фирмах, однако, считают, что форма - это демонстрация степени контроля над сотрудником со стороны компании. Это одна из причин, по которой часть корпораций отказывается от формы.<br>Большинство управленцев полагает, что корпоративный стиль должен распространяться не только и не столько на одежду. Он представляется кодексом поведения на переговорах и устанавливает строгие правила оформления деловой документации. Поэтому корпоративный стиль многие считают категорией идеологической. Пиджаки и галстуки кажутся лишь частным случаем.<br>Деловой Петербург № 111 (13.10.99, Среда)