00:0014 декабря 200000:00
386просмотров
00:0014 декабря 2000
Из действовавших до 1998 года на территории Мурманской области 134 совместных и иностранных предприятий более 70 так или иначе были связаны с Норвегией.
<BR><BR>Из действовавших до 1998 года на территории Мурманской области 134 совместных и иностранных предприятий более 70 так или иначе были связаны с Норвегией. <BR>В 2000 году в Мурманской области осталось около 20 российско-норвежских фирм. Причина - таможенные проблемы и несовершенство правовой базы.<BR><BR><B>Норвежский первенец</B><BR>Одной из первых норвежских фирм, начавших бизнес в Мурманской области, был норвежский государственный нефтяной концерн Statoil Norge A/S. Он работает на рынке нефтепродуктов Кольского полуострова с 1993 года. В то время компания открыла в регионе первую АЗС. В 1999 году в Мурманске начали функционировать еще две автозаправочные станции. На днях открылась очередная АЗС в городе Апатиты Мурманской области. Концерн заявил о намерении построить в регионе 10 АЗС. <BR>Генеральный директор ООО "Статойл Нефто" (подразделение концерна Statoil Norge A/S) Питер Дамсгорд в интервью "ДП" признался, что, хотя отношения с исполнительной властью за 8 лет сложились очень хорошие, российские правила бизнеса трудны для понимания норвежцев, а еще более трудны для выполнения. "Существуют контролирующие организации, которые сильно осложняют предпринимательскую деятельность: таможня, Центр стандартизации, метрологии и сертификации, торговая инспекция. На Западе принято, если фирма допускает в своей деятельности ошибки, то проверяющие компании стараются научить и объяснить, как правильно вести бизнес. В России наблюдается отсутствие этого желания. Вместо помощи и консультаций - штрафы, а это не лучший способ для привлечения иностранных инвестиций в регион", - говорит он. <BR><BR><B>Недоформировали</B><BR>Критически оценивает инвестиционный климат в регионе и президент ООО "ИК "Сток-Инвест" Станислав Чередеев. По его словам, хотя за последние несколько лет в области пытались сформировать инвестиционную политику, но так и не смогли. "Не ведется планомерной работы по привлечению инвестиций. Решаются только те вопросы, которые не решать уже невозможно. Уместнее говорить не о привлечении инвестиций, а об использовании средств, которые выделяет сопредельное государство", - заключил Станислав Чередеев.<BR><BR><B>Наперекор</B><BR>Несмотря на трудности, Норвегия все же продолжает вкладывать деньги в ряд стратегически важных для этой страны проектов на территории Мурманской области. Норвежцы хотят улучшить возможности по транспортировке грузов в Норвегию и в Россию и беспокоятся об экологической обстановке вблизи своих границ.<BR>Согласно последнему соглашению между администрацией Мурманской области и губернским правлением Финнмарка, Норвегия заявила о готовности к безвозмездной финансовой поддержке реконструкции и строительства автодороги Никель - Приречный. В 1999 году норвежские власти уже выделили на это 3 млн норвежских крон. Обсуждается возможность выделения в 2001 году еще 10 млн крон.<BR>Норвежцев интересует кольский участок госграница - Мурманск и строительство там КПП "Борисоглебский". Для проведения работ Норвегия выделила 1,5 млн крон, строительство должно начаться в 2001 году. В Осло уже прошел тендер среди строительных подрядных организаций.<BR>В сфере совместных интересов Мурманска и Норвегии - проекты внедрения современных энергосберегающих технологий. В стадии реализации - совместный проект по строительству в поселке Верхнетуломский котельной, которая будет работать на биологическом топливе. <BR>В рамках программы "Интеррег" осуществляются предпроектные работы по созданию в Мурманской области завода по переработке металлолома и его последующих поставках на металлургические заводы Норвегии. В финансировании проекта стоимостью 1,6 млн крон участвуют МИД Норвегии, Фонд СНД, частные компании. Предприятие позволит оздоровить экологическую обстановку в Кольском заливе и оживить производственный процесс на предприятиях оборонного комплекса, расположенных в Мурманской области.<BR>Кроме того, в губе Долгая Щель Печенгского залива будет построен рыборазводный лососевый завод. Проект разработан специалистами колхоза "Прибрежный" при содействии ученых морского биологического института. Норвежская компания "Гигант" готова предоставить на первом этапе сумму, эквивалентную 600 млн рублей.<BR><BR><B>Банкиры-экстремалы</B><BR>В 1999 году Den norske Bank, самый крупный в Норвегии, первым среди иностранных банков открыл представительство в Мурманске, закрыв филиал в Москве. Пока банк лишь изучает возможности региона. Кроме того, результатом многолетних совместных усилий властей Норвегии и Мурманской области стало открытие норвежского делового центра "Сива". <BR>Норвежский Союз предпринимателей и Ассоциация местных региональных властей реализуют программу помощи России в подготовке управленцев для российской экономики и ускорения реформ. В этом у Норвегии - прямая заинтересованность, поскольку обучающая программа способствует налаживанию партнерских отношений между российскими и норвежскими предприятиями. <BR>В Мурманской области действует консалтинговая компания Storvik&Co/AS, призванная содействовать развитию норвежско-российского делового сотрудничества и продвижению совместных проектов. В рамках программ ЕС компания организует семинары, последний из которых - "Новая инвестиционная политика. Реальная возможность международной предпринимательской деятельности". Некоторое оживление в российско-норвежское экономическое сотрудничество вносят ежегодные инвестиционные конференции "Возможности регионов Севера".<BR><BR><B>Бизнес уходит</B><BR>Однако успешный норвежско-мурманский бизнес - это скорее исключение, чем правило. <BR>Йон Эльведал Фредриксен, с 1998 года - консул генконсульства Королевства Норвегия в Мурманске, так охарактеризовал областной инвестиционный климат: "Рамочные условия для инвестиций лучше в Центральной России и в Ленинградской области. Это связано с таможенными проблемами и налогообложением".<BR><BR>Юрий Евдокимов, губернатор Мурманской области: <BR>"Да, объем инвестиций за 1999 год составил $10 млн. Но они уже дали рост экономики области в 1,5 раза. А если учесть такие перспективные проекты, как утилизация атомных подводных лодок или ввод двух объектов по утилизации радиоактивных отходов, общей стоимостью около $20 млн, то суммарный объем инвестиций в экономику области окажется гораздо больше. В Мурманской области практически не действует Закон об инвестициях. Несмотря на то что долго работали над ним, мы не удовлетворены этим законом". (Д.М.)