Холодное лето 2000-го расстроило торговцев

Ненастная погода повлияла на количество продаж кондиционеров и вентиляторов.

<BR><BR>Ненастная погода повлияла на количество продаж кондиционеров и вентиляторов. <BR>Однако торговцы в будущее смотрят с оптимизмом. И не без основания.<BR>Пик спроса на кондиционеры по традиции приходится на период с апреля по июль. В 2000 году по воле рока этот вожделенный период совпал с "сезоном дождей". Среднемесячное количество осадков по Петербургу в этом году значительно превышает норму. В июне, например, на 50%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого (весьма засушливого) года объем продаж у ведущих фирм Петербурга упал на 30-50%.<BR><BR><B>Потребители взрослеют</B><BR>Фирмы, давно работающие с системами кондиционирования, от дождей застрахованы. Большинство из них уже диверсифицировало свой бизнес.<BR>Услуга обычной продажи и ремонта техники дополнена полной инженерией зданий. В нее входит установка систем вентиляции, кондиционирования и отопления как на готовом объекте, так и на строящемся. Спрос на эту услугу не подвержен влияниям погоды: здание строится не на год.<BR>Другое дело, что если раньше этим занимались в основном западные фирмы, то теперь пальма первенства перешла к отечественным. Причем среди них наибольшую известность заработали петербуржцы. Дело в том, что в городе на Неве расположены два крупнейших вуза по подготовке соответствующих специалистов - Петербургская академия холода и пищевых технологий и ЛИСИ.<BR>Практически все компании города, торгующие кондиционерами, потенциально могли заниматься инженерией с момента открытия. Однако потребовалось время, чтобы заслужить доверие на этом рынке. Заказчики здесь щепетильнее, чем простые покупатели кондиционеров. Ведь речь идет о более крупных суммах. <BR>"Обычной рекламой здесь не заработаешь имя: необходимо иметь за собой шлейф конкретных объектов, тогда появится эффект снежного кома. В нашей фирме объем доходов от продажи и обслуживания кондиционных систем и инженерии достиг соотношения примерно 50 на 50. Причем вполне возможно, что в будущем инженерия займет ключевые позиции в нашем бизнесе. Хотя загадывать нельзя, дожди это уже подтвердили", - говорит Евгений Корчагин, директор ЗАО "Климат Проф".<BR><BR><B>Надежды подает частник</B><BR>Настоящий оптимист тот, кто даже в плохом находит что-то хорошее. Дмитрий Остроумов, проект-менеджер компании Petrospek, которая тоже помимо торговли и обслуживания систем кондиционирования занимается инженерией, говорит: "В этом году качественно изменилась структура потребителей. По отношению к аналогичному периоду прошлого года удельный вес частного клиента по сравнению с корпоративным увеличился в общем объеме продаж в 3-4 раза".<BR><BR><B>Дожди бизнес не затопили</B><BR>Петербургские лидеры по продаже и обслуживанию систем кондиционирования не паникуют и спокойны за будущее своих фирм. "Никаких экстраординарных маркетинговых ходов мы не намечаем. Рекламный бюджет останется в обычных рамках, исключительно для поддержания имени. В раскрутке мы уже не нуждаемся", - говорит Евгений Корчагин. <BR>Ожидается даже выход на рынок новой крупной компании - московского производителя кондиционеров завода "Элемаш". Со слов Юрия Иванова, заместителя начальника отдела маркетинга ОАО "Элемаш", осенью они намерены открыть в Северной столице свое представительство и с начала следующего года начать широкомасштабную рекламную кампанию. "Петербург всегда был для нас краеугольным камнем. Успех продаж по России никак не проецируется на этот город", - говорит Юрий Иванов.