00:0020 декабря 199900:00
28просмотров
00:0020 декабря 1999
Подъем в строительстве, одной из базовых отраслей экономики, увеличил емкость рынка строительных материалов. В Петербурге рост покупок товаров для ремонта и строительства неуклонно растет в последние 2 года. Судя по прогнозам, увеличение продаж продолжитс
<BR><BR>Подъем в строительстве, одной из базовых отраслей экономики, увеличил емкость рынка строительных материалов. В Петербурге рост покупок товаров для ремонта и строительства неуклонно растет в последние 2 года. Судя по прогнозам, увеличение продаж продолжится.<BR>Экономический кризис и подъем в строительстве - вещи несовместимые. Но только не в России. Знакомство с состоянием дел на рынке строительных товаров наводит на мысль, что никакого кризиса вообще не было. Просто произошла перестройка экономики, в результате которой позитивных изменений, может быть, чуть больше, чем негативных. <BR><BR><B>Дешево и сердито</B><BR>Рынок строительных товаров растет не только в 1999 году по отношению к прошлому году. Тенденция к повышению замечена также за период с февраля по июль текущего года. Об этом свидетельствуют данные регулярных исследований, проводимых компанией "Комкон-СПб". Фирма проводила опрос не менее 2500 петербургских семей и 100 компаний, занимающихся строительством и ремонтом. <BR>Изменение продаж за разные месяцы одного года объясняется сезонностью, с которой связана динамика строительства и проведения ремонтных работ петербуржцами. Однако по этим изменениям также можно сделать некоторые выводы. <BR>За 5 месяцев объем покупок дешевых товаров увеличивался быстрее, чем рост более дорогих товаров. Это объясняется активным замещением импорта строительными товарами отечественного производства. <BR>При этом замена заморских красок, досок, обоев и прочих материалов отечественными аналогами не слишком расстроила потребителей. Жалоб на скудность ассортимента магазинов и качество товаров в результате опросов оказалось не очень много.<BR>Отечественные заводы и комбинаты научились производить достаточно качественные материалы и изделия, необходимые для строительства и ремонта. Согласно данным петербургского союза строительных компаний "Союзпетрострой", они захватили весь (или почти весь) рынок эмали, цемента, строительного кирпича, вагонки, досок, бруса, ДСП, фанеры. А вот ветониты, герметики, металлочерепицы, керамический камень, ковролин, ковровые покрытия, подвесные потолки в петербургские магазины поставляются только из-за рубежа. <BR><BR><B>Не хватает магазинов</B><BR>Июльское исследование показало, что те магазины, которые первыми смогли перестроить свою ассортиментную и ценовую политику, вышли на первые места по популярности среди строителей-профессионалов. Однако торговых организаций определенного вида не хватает.<BR>Согласно опросу строительных компаний, в дефиците строительно-оптовые базы (21% опрошенных), а также специализированные магазины, где наиболее широко представлены конкретные группы товаров (15%). <BR>Простые потребители кроме ассортимента, качества товара и цены при выборе магазина в последнее время стали обращать особое внимание на профессионализм торгового персонала и даже на внешний вид продавцов. Это - результат конкуренции среди торговых организаций, заметно усилившейся в последние годы.<BR>Поход в магазин всей семьей стал частью стиля жизни. Совмещением приятного с полезным.<BR>При этом важную роль играет сама атмосфера магазина, его интерьер, принцип расстановки товаров. <BR>Достаточно эффективны для привлечения покупателей рекламные акции, проводимые торговыми организациями. В июле этого года 17,2% посетителей магазинов купили товары для ремонта под воздействием рекламы. <BR>Однако больше всего влечет покупателей в определенные торговые точки распродажа со скидкой (78,1% от сделавших покупки в строительных магазинах). <BR>Несмотря на все маркетинговые ухищрения крупных торговых компаний, почти половина петербуржцев, которые делают покупки стройматериалов для собственных нужд, выбирают небольшие магазины поблизости от дома.<BR><BR><B>Широкие сети для клиентов</B><BR>Среди магазинов, согласно опросу строителей-профессионалов, лидируют по известности и количеству покупок "Текс", "Максидом", "Дом Лаверна", "Искрасофт". Они имеют широкий ассортимент товаров для ремонта (строительства) и активно проводят различные рекламные кампании. Кроме того, на предпочтениях строителей сказалось наличие широкой сети магазинов в разных районах города, которые имеют лидирующие фирмы.<BR>В группу фирм-лидеров также попали магазины "Белорусские обои", "Метизы" и стройбаза "Рыбинская". Причина их популярности - максимально низкие цены на товары при достаточно высоком качестве. <BR>Кроме того, лидерство сети магазинов "Метизы" (число организаций, покупавших в этой торговой организации строительные товары, выросло с января более чем в 2 раза) связано с наличием у фирмы большого числа филиалов и с широким спектром предлагаемых товаров (крепежные изделия, электроарматура, кабель и т.п.). <BR>В следующую группу под названием "Потенциальные лидеры" попали "Адамант", "Девяткино" и "Элис" и ряд других, менее известных магазинов. Они активно продвигаются на рынке, хорошо известны потребителям и имеют достаточный запас жизнеспособности, однако нуждаются в более тонком и активном маркетинге.<BR>Потенциальные лидеры хорошо знакомы строительным организациям Петербурга, однако их услугами пользуется значительно меньше организаций, чем услугами фирм-лидеров.<BR>Это объясняется, например, высокими ценами и небольшим ассортиментом ("Адамант") или неудобным месторасположением (база "Девяткино").<BR>К фирмам с высокими ценами или узкой направленностью ("камерного направления") относятся магазины "Карл Кайзер Баумайстер", "Материалы ХХI века", "КлючСтройАрсенал", "Армстрой", "Американский Дом", "Рускол", "Петр Великий", Onninen и другие. Они имеют постоянных клиентов, но не завоевали широкой популярности среди строителей.<BR>На рынке также работает большая группа торговых организаций с размытым имиджем, которые недостаточно известны среди целевой группы. К ним относятся "Чесма Холдинг", "Топ Хаус", "Макслевел", "Стройсити", "Бас-Комфорт" и т.д.<BR><BR><B>Магазины без названия</B><BR>Согласно опросу петербургских семей, по показателю спонтанного знания магазинов, торгующих строительными и отделочными материалами, в 1999 году "Максидом" не только укрепил свои позиции, но и обогнал "Дом Лаверна". Это связано с принципиально новой концепцией работы этого строительного супермаркета - его позиционированием как торгово-развлекательного центра для всей семьи и открытием второго магазина на Московском проспекте.<BR>Следом за сетью магазинов фирм "Дом Лаверна" и "Максидом" со значительным отрывом следуют: "Искрасофт", "1000 мелочей", "Элис", "Адамант", "Строитель".<BR>Некоторые фирмы города: "Адамант", "1000 мелочей", "Белорусские обои", - петербуржцы не воспринимают как обязательные места покупки материалов для строительства и ремонта. "Адамант" - в силу дороговизны и узкого ассортимента исследуемых групп товаров; "1000 мелочей" - из-за неудобного местоположения; "Белорусские обои" - по причине узкой специализации.<BR>Почти 30% петербуржцев предпочитают делать покупки строительных товаров в обычных строительных или хозяйственных магазинах без названия. Еще 20% опрошенных помнят только месторасположение торговой точки, в которой намерены сделать покупку. <BR><BR><B>Строительство будет расти</B><BR>По мнению исследователей, динамично развивающийся рынок строительства и ремонтных услуг открывает хорошие перспективы для инвесторов, производителей и продавцов строительных материалов. По предварительным данным Комитета по строительству администрации Петербурга, за 1999 год общая площадь построенных жилых домов составит около 1 млн м2. В прошлом году она была 850 тыс. м2. <BR>Рост, по прогнозам экспертов рынка, продолжится и в следующем году. Строительные компании уже имеют портфель заказов на ближайшие годы, по которым можно судить о перспективах рынка строительных материалов. Работающие схемы финансирования дают определенные гарантии, что планы строителей окажутся осуществленными.