Не место красит магазин, а магазин - место

Выбрать хорошее помещение для магазина бытовой техники становится все сложнее. В 1998 году в Петербурге действовало около 600 магазинов, торгующих бытовой техникой. Кризис 17 августа похоронил треть из них, но сейчас количество магазинов бытовой техники п

<BR><BR>Выбрать хорошее помещение для магазина бытовой техники становится все сложнее. В 1998 году в Петербурге действовало около 600 магазинов, торгующих бытовой техникой. Кризис 17 августа похоронил треть из них, но сейчас количество магазинов бытовой техники постепенно возвращается к докризисному уровню, а спрос на соответствующие помещения заметно превышает предложение.<BR>Вопрос, что выгоднее - брать магазин бытовой техники в аренду или покупать, остается открытым. Некоторые компании практикуют исключительно покупку - это позволяет сразу после проведения сделки взять под залог помещения кредит в банке и вернуть более половины оборотных средств. Другие считают, что выгоднее аренда: при этом торговая сеть (если она есть) формируется быстрее и ниже "цена ошибки", если помещение было выбрано неудачно. <BR><BR><B>Площади</B><BR>Сегодня наибольшим спросом пользуются магазины площадью 100-200 м2, далее по убыванию - менее 100 м2 и в диапазоне 200-400 м2. Площади более 500 м2 почти не востребованы. <BR>Среди главных требований, предъявляемых арендаторами, - витринные окна и наличие парковки. Компания "Алеко", имеющая сеть из шести магазинов бытовой техники, посуды и мебели, оптимальной считает площадь магазина в 400 м2. При этом примерно 300 м2 должно приходиться на торговый зал, 100 м2 - на подсобные помещения, 70 м2 - на склады и 30 м2 - на кабинеты.<BR>По данным корпорации "Петербургская Недвижимость", на спрос и цены влияет не столько удаленность от центра города, сколько оживленность места. К примеру, расположенные в самом центре города на "тупиковых" улочках или в переулках объекты остаются вне поля зрения заинтересованных арендаторов. <BR>Постепенно магазины бытовой техники начинают мигрировать из центра на окраины. Там они группируются в основном рядом со станциями метро.<BR>Александр Степанов, заместитель генерального директора центра недвижимости "ИНАТА", отмечает, что небольшие магазины, торгующие бытовой техникой, рассчитанной на средний класс, осознанно или неосознанно концентрируются в одних местах, например на Загородном, Лиговском, Ленинском проспектах. "Обилие магазинов привлекает покупателей. А поэтому, с одной стороны, магазины конкурируют, а с другой - сотрудничают", - размышляет Александр Степанов. <BR><BR><B>Как выбрать</B><BR>Леонид Рябухов, менеджер по развитию розничной сети компании "Алеко", говорит: "Необходимо предусмотреть возможность организации прилегающей инфраструктуры, чтобы практически любой прохожий становился посетителем, а целенаправленно идущие по рекламе потребители могли легко найти магазин. Для этого изучаются варианты размещения информации о магазине в ключевых точках микрорайона". <BR>Дмитрий Л., владелец небольшого магазина в "спальном" районе, говорит, что при выборе помещения он прежде всего ориентировался на арендные ставки. "Раскрутить можно любой магазин в любом месте, - размышляет он. - Я торгую в подвале - и это не отпугивает покупателей. Благодаря низкой ставке аренды я могу держать цены чуть ниже. Покупатель сегодня ориентируется в основном на цену и сервис, а не на красоту торгового помещения". <BR>С ним согласен Андрей Алексеев, доцент кафедры маркетинга СПб ГУЭФ: "Опора любой торговой точки - живой поток. Но грамотно используя рекламу, можно привлечь покупателя куда угодно".<BR><BR><B>Страховка</B><BR>Ольга Найданова, начальник отдела страхования юридических лиц петербургского филиала "Военно-страховой компании", считает, что самое опасное - размещать магазины на первом этаже старых зданий. <BR>Там с дореволюционных времен не менялись водопровод, канализация и системы отопления. Если в квартире над магазином происходит авария, то торговля несет значительные убытки, которые не удается быстро возместить: "Предъявление претензий к жильцам коммунальных квартир не дает ощутимого возмещения нанесенного ущерба. Все делается через суд, процесс растягивается на год-полтора, виновники аварии выплачивают магазину по 300 рублей в месяц. А если виновник ЧП - пенсионер, то с него и этого не получишь".<BR>Страховщики считают, что магазины бытовой техники страхуются не очень охотно - это ведет к повышению цен. Однако если магазин страхуется, то предпочитает обезопасить себя по максимуму. Наиболее часто магазины страдают именно от аварий коммунальных сетей и от пожаров. <BR>Елена Лысенко, начальник управления страхования имущества, ответственности и СМР петербургского филиала СО "СОГАЗ", вспоминает, что в ее практике было также возмещение ущерба от вооруженного грабежа магазина. <BR><BR>Автор выражает искреннюю благодарность компании "Современные Технологии Бизнеса", организатору информационно-практического семинара "Розничная торговля: организация эффективной работы".