Вагоны простаивают у порта

К концу прошедшей недели на предпортовых станциях "Автово" и "Новый Порт" скопилось 2200 вагонов с грузами.

<BR>К концу прошедшей недели на предпортовых станциях "Автово" и "Новый Порт" скопилось 2200 вагонов с грузами. <BR>Октябрьская железная дорога (ОЖД), увеличив грузооборот на 17%, заполонила подъездные пути к Морскому порту и другим региональным перевалочным базам, которые не справляются с обработкой вагонов.<BR>Десятки поездов ждут своей очереди на станциях по всей ОЖД. Хвост дотянулся до Череповца. <BR>Убытки, которые несет ОЖД, не поддаются сегодня точному подсчету: замедляется движение поездов и маневровые работы, необходимо охранять брошенные составы, появляется лишняя поездная работа. В первую очередь задерживается отправление экспортных грузов. Это минеральные удобрения (900 вагонов), а также черные (558 вагонов) и цветные металлы (400 вагонов). Перевалка экспортных грузов через Морской порт Петербурга увеличилась с 1990 года в 4 раза. <BR><BR><B>Пострадавшие</B><BR>Оценка ситуации представителями ОЖД противоречивая. Начальник ОЖД Александр Кузнецов: "Будем взыскивать с порта 2 млн рублей за простой вагонов в IV квартале". <BR>И тут же смягчает позицию: "Мы усилили контакт с портом, согласуем с ним прибытие вагонов. Это максимум, что мы можем сделать. Конечно, это их вина, но мы не хотим ссориться". <BR>Недавно в Мурманске прошло выездное совещание начальников отделений дорог. Высшим чинам стало ясно, что при существующих тарифах и расходах железной дороги она становится убыточным предприятием. Одной из мер сокращения расходов является ускорение оборота вагонов. МПС издало по этому поводу приказ, а ОЖД, видимо, слишком рьяно бросилась его исполнять. Проблема задержки вагонов в портах существовала десятилетиями. В феврале и марте этого года нечто подобное уже происходило в Морском порте, но ОЖД не поднимала шума. <BR>Уже в начале следующего года вновь будет поставлен вопрос об очередном повышении тарифов на перевозки, ориентировочно на 10%. <BR><BR><B>Нет добра без худа</B><BR>Руководители Морского порта смотрят на ситуацию несколько иначе. Александр Головизнин, директор по маркетингу и коммерческой работе ОАО "Морской порт "Санкт-Петербург": "То, что происходит в порту, нужно рассматривать с позитивной точки зрения. Это результат совместной работы по увеличению конкурентоспособности транспортной системы России. Грузообработка в нашем порту увеличилась на 30%, и этого мы добились вместе с ОЖД". <BR>"Если требования ОЖД к порту будут обоснованы, мы удовлетворим все претензии", - говорит Серик Жусупов, директор по координации операций ОАО "Морской порт "Санкт-Петербург". <BR>Порт в состоянии ежесуточно разгружать 500 вагонов. Правда, не всегда это удается сделать. <BR>Причин много: не вовремя подходят суда (порт не виноват), идет дождь или снег (опять невиновен), что не позволяет разгружать удобрения, составы поступают неравномерно - то густо, то пусто (как всегда, невиновен). Правда, если бы у порта были большие складские мощности, это существенно снизило бы остроту проблемы. <BR><BR><B>Где же выход</B><BR>Для решения проблемы уже приняты меры. ОЖД теперь дает грузоотправителям разрешение на отправку составов (раньше они делали это по своему усмотрению), кроме того, водит дополнительные локомотивы. <BR>Порт в ближайшее время открывает склады на 4-м причале для хранения черных металлов, в феврале 2001 года должен быть введен в строй комплекс для хранения минеральных удобрений. <BR>По четвергам обе стороны встречаются и корректируют свои планы, дважды в день проводятся селекторные совещания. Обе стороны называют себя партнерами. (А.С.)