Авиапассажиры превращаются в сборщиков миль

Практически все авиакомпании, работающие в Петербурге, предлагают специальные бонусные программы, которые позволяют пассажиру в будущем уменьшать стоимость авиабилетов и получать дополнительные льготы.

<BR><BR>Практически все авиакомпании, работающие в Петербурге, предлагают специальные бонусные программы, которые позволяют пассажиру в будущем уменьшать стоимость авиабилетов и получать дополнительные льготы.<BR>Принцип всех программ для часто летающих пассажиров одинаков. За каждую поездку на самолете той или иной авиакомпании пассажир, заявивший о своем желании участвовать в программе, получает определенное количество очков, или, как принято говорить в авиакомпаниях, миль. Далее за каждую последующую поездку мили прибавляются. Количество миль, как правило, зависит от направления, по которому летел пассажир. Достигая какого-то количества набранных очков, клиент получает повышение своего статуса, переходит на следующий уровень. У большинства компаний таких уровней три, у Delta Air Lines и Air France - четыре. Каждый уровень обозначает определенный набор льгот. На низших уровнях пассажир при наборе определенного количества очков имеет право приобрести бесплатный билет или лететь бизнес-классом, оплачивая только эконом. На более высоких уровнях прибавляются возможность пользоваться VIP-залами в аэропортах, провозить большее количество бесплатного багажа, предпочтительное бронирование на загруженные рейсы и так далее. <BR>В компании Lufthansa, являющейся официальным перевозчиком выставки Expo2000 в Ганновере, рассказывают, что уже сейчас люди интересуются билетами на эту выставку. Участники бонусной программы этой германской авиакомпании Miles&More, достигшие высшего уровня Senator, могут не волноваться: даже на самые перебронированные рейсы им место обеспечено.<BR>Набирать мили в большинстве авиакомпаний можно в течение нескольких календарных лет, после чего, если пассажир не воспользовался самолетами компании в этот период больше ни разу или не дотягивает, чтобы перейти на следующий уровень, очки сгорают. Среди российских авиакомпаний программу для часто летающих пассажиров учредило только "Трансаэро". <BR>Программу, несколько отличную от всех бонусных программ, предлагает югославская компания JAT. Здесь важны не мили, а количество купленных билетов. При покупке пяти билетов в течение года шестой пассажир получает бесплатно.<BR><BR><B>Мир вокруг</B><BR>Авиакомпании не борются за клиента в одиночку. Сегодня практически все авиаперевозчики по программам для часто летающих пассажиров находятся в партнерских отношениях между собой. Таким образом, зарабатывать мили можно и летая самолетами партнерских компаний. Правда, количество очков за каждый полет на самолетах партнеров будет меньше.<BR>Кроме авиакомпаний в программах участвуют отели, компании по аренде автомобилей, некоторые магазины, рестораны, круизные компании и даже платежные системы. Таким образом, мили можно заработать, арендуя машину или просто пользуясь карточкой определенной системы. Так, участники программы Delta Air Lines, называющейся SkyMiles, при каждом потраченном долларе с карточки American Express получают 5 миль.<BR>Эта же система действует и наоборот. Многие компании предлагают потратить мили для оплаты услуг компаний-партнеров. Lufthansa, например, предлагает владельцам миль, которые понимают, что в ближайшее время не смогут использовать их на авиабилеты, приобрести на них подарки, сувениры или какие-нибудь полезные вещи.<BR>Партнерами по программам авиакомпаний становятся, как правило, фирмы известные и высшего класса, поэтому в Петербурге не так много компаний, покупка у которых дала бы мили пассажиру. Пожалуй, единственным таким предприятием для многих программ стал отель "Невский Палас", являющийся членом сети отелей Sheraton.<BR><BR><B>Играют все</B><BR>Стать участником программы очень просто, необходимо просто заполнить бланк заявки и послать его или привезти в офис выбранной авиакомпании. Через какое-то время клиенты получают членскую карточку, а в компьютере компании для него открывается своеобразный счет заработанных миль. Зачисление миль происходит при покупке билета и при прохождении chek-in в аэропорту. Правда, все авиакомпании просят сохранять посадочные талоны для подтверждения своего полета: мало ли какие сбои могут быть в компьютерах. Проверить количество заработанных миль можно по телефону в офисе компании или через компьютерную сеть Internet. Все авиакомпании на своих страницах имеют раздел для участников программ.<BR>Привлекают участников к своим программам авиакомпании по-разному. Многие зачисляют на счет игроков некоторое количество миль, как только тот вступает в программу. Austrian Airlines и Swissair дают, например, 1000 премиальных миль. <BR>Привлечь пассажира именно к своей программе авиакомпании пытаются за счет наиболее низкого уровня необходимых миль для получения минимальных льгот. Информация на счете конфиденциальна, но некоторые компании практикуют вариант, когда, например, жена может приобрести билет, воспользовавшись милями мужа. "Вообще, это удобный вариант, накапливать мили, летая в командировки, а потом потратить их для приобретения бесплатного билета для поездки в отпуск", - говорит один из менеджеров петербургского представительства Lufthansa.<BR><BR><B>Популярность</B><BR>Еще совсем недавно бонусные программы не пользовались большой популярностью. "ДП" писал о том, что компании сами неактивно распространяли информацию о программах (см. "ДП" №11/97). Но сегодня ситуация изменилась кардинально. Мили собирают чуть ли не все клиенты петербургских представительств авиакомпаний.<BR>У Lufthansa в Петербурге зарегистрировано около 800 пользователей бонусной программы Miles&More, из них 10 достигли уровня Senator. "Практически все, кто покупает билет, становятся участниками бонусной программы. У нас в Петербурге уже огромный список участников", - говорит Елена Латута, менеджер по продажам компании Austrian Airlines.<BR>Несмотря на большой интерес всех пассажиров к программам, высших уровней достигли очень немногие. В авиакомпаниях объясняют это недостаточным развитием бизнеса, бизнесмены летают не часто. Кроме того, некоторые указывают на психологию местных предпринимателей и крупных чиновников. "Даже очень богатые люди считают, что авиабилеты - это то, на чем можно экономить. Или, например, приходят люди из городского правительства и говорят, что летит очень важная делегация и поэтому им надо самые дешевые билеты, лучше бесплатные", - рассказывает Андрей Петров, агент по бронированию и продажам Delta Air Lines.