НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ "ДП" ОТВЕЧАЕТ ВЛАДИМИР ТАРАСОВ

Часто в здоровом коллективе оказывается сотрудник, вечно недовольный действиями начальника. Как говорить с зачинщиками недовольства - перед всеми другими работниками или один на один?

<BR>Часто в здоровом коллективе оказывается сотрудник, вечно недовольный действиями начальника. Как говорить с зачинщиками недовольства - перед всеми другими работниками или один на один?<BR><B>Сергей Преображенский, Петербург </B><BR><BR>С зачинщиками недовольства желательно сразу же говорить при других, а позже - наедине. Подобно тому, как, собирая грибы в лесу, иной грибник складывает отдельно грибы чистые от тех, которые надо бы почисть, чтобы не испортить чистые. А позже чистит грибы, нуждающиеся в чистке.<BR>Например, есть в коллективе вечно недовольный ворчун, но хороший работник. Своим ворчанием он может других пододвигать к недовольству или к непослушанию, а сам при этом только ворчанием и ограничиваться. <BR>Зная это, мы, прежде чем объявить "непопулярное решение", можем предварить его словами: "Ну, как? Ты сразу начнешь ворчать или сначала послушаешь, что именно я скажу?!" Таким образом, мы "надеваем" на него имидж ворчуна, и другие работники будут воспринимать его "с коэффициентом". Он даже будет полезен для коллектива, подобно шуту при короле. Этот прием годится, когда менеджер имеет дело с недовольным "по жизни", то есть с чертой характера.<BR>Бывают и другие случаи - выражение недовольства по недоразумению, по глупости или из-за неопытности. Тут уместно проявить педагогический талант и порадовать присутствующих небольшой, но яркой и остроумной лекцией. Поднять, так сказать, настроение. А можно и просто коротко произнести, обращаясь к одному из своих: "Слушай, объясни ему популярно, что он не прав!" Этим приемом достигается дистанцирование коллектива от позиции недовольного, поскольку никто не хочет ощутить себя желторотым новичком или тугодумом. <BR>Если же за недовольством стоит желание конфронтации, попытки борьбы за власть и влияние в коллективе, то нужно другое. Здесь необходимо встречать опасность с "открытым забралом". Сразу же уточнять, что именно недовольный имеет в виду. Уточнять публично, мягко и вежливо, но очень настойчиво и досконально. Довести дело до той точки, где он публично же от своих же слов дистанцируется: "Нет, этого я не имел в виду!" Тогда коллектив будет на вашей стороне и тоже от его позиции дистанцируется.<BR>Беседа же с глазу на глаз аналогична чистке подпорченного гриба, когда надо вырезать "все плохое". Тут важно разобрать его поведение до последней мелочи, не дать спрятаться за "Вы меня не так поняли", показать все негативные последствия его поведения для вас и для общего дела.<BR>Надо иметь в виду, что если мы ограничиваемся разговором наедине, но не даем публичный отпор, то, раскаиваясь наедине, работник может продолжать тем не менее нападки на нас при других.