Страховые компании Петербурга построились

В отличие от западного рынка страховых услуг, где правят балом единичные олигархи, а все присутствующие на рынке компании так или иначе принадлежат той или иной страховой корпорации, российский страховой рынок отличается неоднородностью.

<BR>В отличие от западного рынка страховых услуг, где правят балом единичные олигархи, а все присутствующие на рынке компании так или иначе принадлежат той или иной страховой корпорации, российский страховой рынок отличается неоднородностью. <BR>В этом многообразии тем не менее можно выделить несколько типов страховых компаний (СК). Все типы представлены в Петербурге, где насчитывается около 40 своих СК и действуют филиалы и представительства иногородних компаний. Список петербургских СК, выстроенных в порядке убывания количества собранных премий за первые 4 месяца 1998 года, приведен в таблице (более свежими данными редакция не располагает).<BR><BR><B>Псевдострахование</B><BR>Больнее всего кризис ударил по страховщикам, которые использовали краткосрочные выгоды переходного периода. Накануне кризиса такие компании лидировали по количеству страховых сборов и выплат. Если у нормальной СК соотношение между собранными премиями и выплаченными возмещениями составляет примерно 4:1, то у компаний этого типа соотношение стремилось к 1:1. <BR>То, чем занимались такие СК, трудно назвать страхованием: разница между суммой их сборов и выплат представляла собой комиссионный процент за обналичивание денежных средств. По сути дела, такое страхование - один из способов отмывания денег. По оценкам петербургских страховщиков, из почти 200 СК, представленных на местном рынке, от силы 20 занимаются страхованием в классическом понимании этого слова, остальные обретаются на ниве псевдостраховых услуг. Собирая в свое распоряжение огромные финансовые средства, эти компании увлеклись игрой на рынке гособлигаций и с началом кризиса пострадали в первую очередь. <BR>"Временная, но высокая эффективность такого способа ведения дел отучила менеджеров этих компаний от кропотливой повседневной работы. Представители таких компаний оказались неквалифицированными страховщиками. В период кризиса они начинают заниматься "экзотическими" видами страхования, чем зачастую дискредитируют весь страховой бизнес", - возмущается старший менеджер по маркетингу СК "Прогресс-Нева" Павел Муретов.<BR><BR><B>Карманные компании</B><BR>Ко второму типу СК относятся так называемые кэптивные страховые компании - компании при крупном учредителе. Это может быть отрасль-монополист, финансово-промышленная группа, крупное промышленное предприятие или банк. Занимаясь страхованием клиентов учредителя (зачастую в принудительном порядке), СК этого типа сильно от них зависят и не всегда могут принимать самостоятельные решения, занимая пассивную позицию в выработке стратегии развития. Естественно, кэптивные компании несут потери вместе с учредителем. Однако, если учредитель достаточно твердо стоит на ногах, положение такой СК на рынке можно считать наиболее благополучным.<BR>Компаниям, которые занимаются только обязательными видами страхования, тоже есть на кого опереться. Они строят стратегию, ориентируясь на политику региональных властей. Их успех в значительной мере обусловлен "дружескими" контактами с чиновниками высокого ранга. <BR>Например, наиболее сильно пострадавшим от кризиса компаниям обязательного медицинского страхования (они обязаны были держать активы в ГКО) в столице помог Московский фонд обязательного страхования. В то же время петербургские фирмы, занимающиеся обязательным медицинским страхованием неработающего населения в Ленинградской области, не получив такой поддержки, оказались в критической ситуации.<BR><BR><B>Независимые компании</B><BR>Независимых страховых компаний на петербургском рынке немного. Как и любой бизнес в России, страховщики поневоле привязаны к политике властей или промышленных олигархов. Похвалиться отсутствием такой зависимости могут разве что представители западных страховых корпораций, зарубежные хозяева которых сами являются олигархами мирового рынка. Но на российском рынке западные страховщики не имеют обширной ниши - они занимаются страхованием компаний с участием западного капитала, осторожны в выборе клиентов и почти не занимаются страхованием физических лиц.<BR>Как правило, СК, не имеющие доступа к чиновникам и не входящие в империи сырьевых, энергетических или банковских гигантов, занимаются классическим страхованием. У них много небольших, "тяжелых" клиентов из числа физических лиц или малого и среднего бизнеса и огромное количество мелких выплат. <BR>По материалам, предоставленным СК "Прогресс-Нева", подготовила Анна Невская.