Барьеры между компаниями можно устранить

Основными проблемами при установлении межнациональных деловых отношений нередко становятся языковые и культурные различия.

<BR><BR>Основными проблемами при установлении межнациональных деловых отношений нередко становятся языковые и культурные различия.<BR>Они нередко мешают компа-ниям, начинающим совместную деятельность. Бизнесмен-иностранец убежден, что ему ясны намерения партнера и он предпринимает некие действия. А по прошествии времени выясняется, что его оценка изначально была ошибочной. <BR>Следующая категория проблем - это мотивация партнеров при совместной работе. Российские бизнесмены зачастую начинают переговоры с выяснения отношений, а не с постановки целей и задач партнерства на начальной стадии переговоров. Американские и европейские бизнесмены обычно начинают с целей партнерства, а уже потом приступают к обсуждению взаимоотношений. По сути дела, каждый западный бизнесмен руководствуется принципом: "Если у нас нет общих целей, любые наши взаимоотношения бессмысленны". А российский бизнесмен, напротив, считает: "Если у нас не установились хорошие взаимоотношения, то нет смысла обсуждать цели - даже если они и совпадают, у нас все равно ничего хорошего не получится". Это парадоксально, но на начальном этапе все запутывается.<BR>Я постоянно слышу жалобы на ужасную российскую бюрократию, с которой никто не может работать, даже сами русские. Но то же самое говорится в любой другой стране мира. Надо потратить время на то, чтобы ясно понять правила игры. <BR><BR><B>Особенности</B><BR>В 1991 году я понял, что такое советский стиль менеджмента. Даже сейчас, в 1998 году, еще существуют компании, управление которыми осуществляется именно в таком стиле. В этих организациях главным менеджером является директор, который контролирует и делает все единолично или с помощью нескольких подчиненных, которых мы называем "близкие друзья". Они беспрекословно выполняют все распоряжения директора, не задают вопросов, просто выполняют задания.<BR>В большинстве же успешных, процветающих компаний высшее руководство прекрасно ориентировано в бизнесе, знает продукцию своей фирмы и фирм-конкурентов, реальных и потенциальных покупателей. "Советский стиль управления", как я его назвал, на самом деле вовсе не характерен исключительно для России. Слово "советский" можно с тем же успехом заменить словом "традиционный", так как компании, использующие такой принцип управления своей деятельностью, можно встретить в любом уголке земного шара. <BR><BR><B>Уход от налогов</B><BR>На определенной стадии наших дискуссий я всегда задавал менеджерам такой вопрос: "Как вы распределяете свое управленческое время? Какие именно управленческие действия вы осуществляете и сколько времени отводите на их выполнение?" Выяснилось, что в среднем 40% времени российские менеджеры тратят на решение проблемы ухода от налогообложения, законными и не вполне законными путями. Но если 40% времени уходит на решение этой проблемы, значит, вы тратите на нее в 3 раза больше времени, чем нужно. Можно сказать, что это вина Правительства. Но можно также сказать, что это вина самого менеджера. Это просто другой взгляд на ведение дел. Нужно исходить из того, что налогообложение является законным и Правительство имеет полное право взимать налоги со своих граждан и компаний. Система налогообложения в России, в сущности, очень похожа на систему налогообложения в Соединенных Штатах. За исключением того факта, что в США нет налога на добавленную стоимость.<BR><BR><B>К лучшему</B><BR>Я постоянно наблюдаю изменения к лучшему: бизнесмены становятся хорошими менеджерами, лучше разбираются в финансах, учатся эффективно использовать деловую информацию о себе самих, о своих компаниях, о своих конкурентах. Они ясно понимают, что происходит за пределами России, во всем остальном мире. Так что это - явное изменение к лучшему. Что касается культуры, то здесь никаких изменений не видно, поскольку культура - это и есть вы сами. За последние 20 лет я участвовал в семинарах, касающихся деловых взаимоотношений с японцами. Каждый раз мне говорили одно и то же: японцы - очень странные люди, с ними очень трудно работать, их образ мыслей отличается от нашего. В их культуре есть некоторые особенности. Но если вы четко определите для себя эти отличия, вы сможете прекрасно работать с японцами, равно как и с русскими. Этот принцип годится для любой национальной ситуации: узнайте основы культуры любой страны и ее жителей, и тогда вы сможете эффективно заниматься бизнесом в этой стране.