Производители одежды делают ставку на фирменную торговлю

Крупные петербургские производители одежды реализуют значительную часть продукции через сеть фирменной торговли и универмаги. Эти каналы сбыта менее доступны для малых предприятий аналогичного профиля.

<BR><BR>Крупные петербургские производители одежды реализуют значительную часть продукции через сеть фирменной торговли и универмаги. Эти каналы сбыта менее доступны для малых предприятий аналогичного профиля.<BR>Самые большие сети фирменной торговли создали ЗАО "Фабрики одежды Санкт-Петербурга" (ФОСП) и АО "Первомайская заря" - по пять и восемь магазинов соответственно. Фабрика "Большевичка" отстает. Недавно она открыла только вторую собственную торговую точку.<BR>Сеть трикотажной фирмы "ЛАК" состоит из пяти магазинов. Собственный магазин имеет ассоциация "Регион" - производитель детской одежды с численностью работающих 30 человек. Однако для большинства малых предприятий наличие собственной торговой точки -лишь нереализованное желание.<BR>Фирменная торговля выгодна производителям. Она дает возможность быстро получать деньги за реализованный товар и вкладывать их в развитие производства. Кроме того, собственная розничная сеть дает дополнительный доход и прямой контакт с потребителями. Через фирменную торговлю реализуется значительная доля выпущенной продукции. "Первомайка" продает 40% произведенной одежды, ФОСП - 25-30%. <BR>Однако продажи швейных и трикотажных предприятий не достигли максимума. Возможность дальнейшего наращивания объемов производства крупными производителями одежды существует.<BR>"К одежде, произведенной в Петербурге, хорошо относятся в Москве и российских регионах. Среда, в которой мы живем, отражается на моделях. В них чувствуются стиль и понятие вкуса", - говорят представители фабрик.<BR>"Хотелось бы иметь больше собственных магазинов. С 1990 года ассоциация пыталась пробить решение о льготных ставках аренды для местных производителей. На уровне города было множество решений и заявлений, но ни одного помещения под фирменную торговлю местные власти так и не выделили. Сейчас все свободные помещения, принадлежащие городу, уже заняты", - недоволен политикой городских властей Игорь Дмитриев, генеральный директор ассоциации "Регион". <BR>Фабрики организуют фирменную торговлю своими силами и планируют ее расширять. Новые магазины появятся в Петербурге и в других городах России.<BR><BR><B>Идеологию держат расстояния</B><BR>Установка форпостов петербургских производителей в российских городах пока еще не носит массового характера, хотя все крупные фабрики со своей продукцией дошли до Дальнего Востока. "Фирменный магазин, расположенный в другом городе, сложно контролировать. Персонал должен не только блюсти интересы компании, но и принимать нашу идеологию. Проверять торговые точки, находящиеся за сотни километров, достаточно трудно", - рассказывает о проблемах расширения фирменной торговли финансовый директор АО "Первомайская заря" Лариса Воеводина.<BR>Генеральный директор ЗАО "Фабрики одежды Санкт-Петербурга" Владимир Михеев согласен, что контролировать отдаленные от головной компании торговые точки сложно. Однако он не видит в этом серьезного препятствия для организации фирменных магазинов в других городах. "Успех или неуспех новой торговой точки, будь она рядом или за тысячу километров, зависит в большой степени от правильного подбора персонала", - утверждает он.<BR>Работники фирменных магазинов, как правило, имеют фабричное происхождение. "Наши продавцы еще не имеют того опыта, который накопили товароведы петербургских универмагов. У них не получается точно прогнозировать спрос и формировать заказ для производства", - говорит Лариса Воеводина. Однако привлечение новичков в торговлю имеет положительные стороны. Они не знакомы с отрицательными сторонами "советского типа" торговли. Недостатки в знаниях устраняются постоянным обучением персонала фирменных магазинов. <BR><BR>Торговля любит больших...<BR>Наряду с фирменными магазинами, крупные производители одежды Петербурга оформляют секции в универмагах в собственном стиле. Фабрики берут торговые площади в аренду. Иногда магазины сами выделяют отдельные площади под продукцию крупных и желанных поставщиков. <BR>"Торговля с большой охотой идет с нами на контакт. Особенно при проведении нами рекламных акций. Мы оборудуем выделенные под нашу продукцию площади в своем стиле, вывешиваем плакаты, распространяем буклеты, предлагаем фирменные пакеты", - довольна Лариса Воеводина. <BR>Руководство "Первомайской зари" думает о рекламной кампании своей продукции на телевидении.<BR>ФОСП выбрали на ближайшую перспективу другую тактику. "Наша задача - выпускать качественную, но недорогую продукцию, представленную в разных магазинах. Тот, кто приобретает наши костюмы, рекомендует их своим знакомым. Рекомендации покупателей - самая лучшая реклама. За 2 года отношение к нам значительно изменилось без проведения каких-либо громких рекламных акций", - говорит Владимир Михеев. <BR><BR><B>...а маленьких обижает</B><BR>Крупные торговые предприятия и фабрики одежды находят общий язык, хотя практика оплачивать товар после реализации для них не очень выгодна. Небольшие производители одежды недовольны универмагами Петербурга. "Крупные магазины делают заказ, а потом от него отказываются. Хотя товар реализуется хорошо, платят за него с большими задержками. Например, "Гостиный двор" реализовал наши пальто, а перевел деньги лишь через 5 месяцев. В этот универмаг мы перестали поставлять продукцию. А в арбитражный суд с небольшими исками идти не имеет смысла", - говорит генеральный директор салона модной одежды ТОО "Харлен" Лариса Леонова.<BR>"Торговля не несет никакой ответственности. Она берет продукцию на реализацию, а если не получится продать, возвращает производителю", - недовольна директор ТОО "Текселен" Елена Морозова.<BR>Небольшие предприятия легче находят контакт с новыми магазинами. Однако в работе с ними тоже есть недостатки. Многие из них могут быстро исчезнуть. Иногда - с деньгами за реализованный товар. <BR><BR><B>Оптового звена нет</B><BR>В системе сбыта петербургских производителей одежды отсутствует оптовик. Фабрики сами через своих коммерческих агентов выходят на магазины в других городах. Крупные оптовые компании, торгующие одеждой, находятся в Москве. К отечественной продукции интерес они пока не проявляют. Владимир Михеев не видит предпосылок появления такой компании в Петербурге и относится к этому спокойно. "Появится оптовик, который решит некоторые проблемы производителей одежды, - проявятся новые проблемы, связанные с его появлением", - говорит он. <BR>Возможно, более перспективна для расширения сбыта в регионах организация представительств ряда петербургских производителей. Нечто среднее между оптовой торговлей и представительством создает ассоциация "Регион". В Центральном универмаге Пскова ассоциация совместно с местным малым предприятием создала секцию товаров из Петербурга. "Секция пользуется популярностью", - утверждает Игорь Дмитриев.