00:0014 января 199800:00
9просмотров
00:0014 января 1998
Рынок жилой недвижимости прошел путь экстенсивного развития и переходит к интенсивному
<BR><B>Рынок жилой недвижимости прошел путь экстенсивного развития и переходит к интенсивному</B><BR><B>Сергей Максимов, вице-президент Ассоциации риэлтеров и домостроителей Петербурга</B><BR><BR>Основной признак перехода рынка жилой недвижимости в Петербурге к интенсивному разви-тию - обострение конкурентной борьбы. Это связано с макроэкономическими факторами, главными из которых являются сохранение низкого уровня дохода основной массы населения и снижение доходов юридических лиц.<BR>На первичном рынке жилья идет строительство отвлеченных "квадратных метров". Вместо количественного показателя петербуржцам нужно жилье разного качества, соответственно, по разным ценам. Пока еще мы строим жилье "вообще", плохо изучая покупательский спрос. В оборот рынка жилой недвижимости вовлечено всего около 3% жилого фонда. Основными клиентами риэлтерских агентств стали руководители небольших фирм и руководители среднего звена крупных фирм. <BR>Повысить спрос можно за счет трех факторов. Во-первых, за счет увеличения доходов и формирования широкого "среднего слоя". Во-вторых, за счет стимулирования спроса государством путем предоставления льгот, субсидий и иных подобных механизмов. В-третьих, за счет создания благоприятных условий самими профессиональными участниками рынка.<BR>Процесс выхода на рынок среднего слоя населения, обладающего какой-то собственностью, но стремящегося улучшить свои жилищные условия, уже начался. Об этом свидетельствует доминирование встречных сделок над прямыми. Все больше заключается сделок "с условием": клиент приобретает у агентства квартиру, если фирма берет на себя обязательства продать его прежнее жилье. В результате при общем падении доходов риэлтерских фирм каждая сделка требует гораздо больше времени и профессионализма, чем прежде. Поэтому среди риэлтерских фирм идет борьба за клиента, требующая перестройки деятельности агентств. В спальных районах стали появляться филиалы агентств недвижимости. Петербуржцы, проживающие там, готовы доплатить за улучшение жилищных условий и остаться жить в привычном для себя районе. Они не намерены для этого ехать в центр, где базируются большинство агентств. Получается, что фирмы идут навстречу клиенту.<BR>Борьба за клиента и сложные сделки, несмотря на острую конкуренцию, порождают необходимость совместных продаж. Количество совместных сделок постоянно растет. При их проведении требуется обмен информацией, который пока производится только между несколькими фирмами по взаимной договоренности.<BR>Таким образом, усиление конкурентной борьбы на рынке жилья приводит к тому, что фирмы расширяют спектр услуг и снижают комиссионные. Идет постоянный поиск новых направлений деятельности. Риэлтеры принимают на себя управление недвижимостью, а также участвуют в жилищно-коммунальной реформе. Очевидно, дальнейшее развитие риэлтерских фирм будет происходить в этих направлениях.