00:0005 ноября 199700:00
28просмотров
00:0005 ноября 1997
Кейтеринг - выездное ресторанное обслуживание - для Петербурга явление не новое. Однако в европейском варианте этот бизнес получает развитие только сейчас.
<BR>Кейтеринг - выездное ресторанное обслуживание - для Петербурга явление не новое. Однако в европейском варианте этот бизнес получает развитие только сейчас.<BR>Кейтеринговые услуги предполагают, что в любом месте в любое время можно устроить мини-ресторан. Это может быть вечеринка на частной квартире, ночная прогулка на небольшой яхте по Неве или гала-ужин в блистающем старинной роскошью зале Таврического дворца.<BR>По мнению менеджера по PR отеля "Невский Палас" Натальи Белик, кейтеринг - бизнес доходный, как и хорошо организованное ресторанное дело.<BR>На Западе кейтеринг широко развит и строго регламентирован. Например, фирма, занимающаяся обслуживанием VIP-персон, никогда не будет обслуживать презентацию турфирмы. И наоборот - обслуживающая клиентов среднего класса фирма не получит заказ от голливудской кинозвезды.<BR><BR><B>Из истории</B><BR>Обслуживанием клиентов вне родных стен петербургские рестораны занимаются давно. Лет 15 назад подобные услуги пользовались спросом у партийных и государственных чиновников достаточно высокого ранга.<BR>Теперь в городе ежедневно проводятся десятки презентаций, юбилеев, фуршетов, гала-обедов и ужинов.<BR>Специализированные фирмы, появившиеся лет 5 назад на петербургском рынке с иностранным капиталом, подняли уровень обслуживания до европейских стандартов. Частная швейцарская фирма Ivan Catering и филиал французской фирмы Potel&Chabot отбили богатых клиентов у ресторанов. К примеру, ресторан "Ассамблея", обслуживающий клиентов на выезде со дня основания, теперь довольствуется разовыми заказами.<BR><BR><B>Клиенты</B><BR>Наталья Белик полагает, что четверка лидеров (Potel&Chabot, Ivan Catering, "Невский Палас" и "Европа") покрывает в Петербурге весь спрос на кейтеринговые услуги VIP-уровня.<BR>Заместитель генерального директора ресторана "Метрополь" Александр Петров считает, что клиентов хватит на всех, просто у каждого они свои (услуги того или иного уровня существенно отличаются, впрочем, как и возможности клиентов). "Ресторан "Метрополь" с 1952 года обслуживает правительственные мероприятия, - говорит Александр Петров. - И сейчас обслуживаем делегации на уровне глав правительств".<BR>Самые крупные банкеты проходят, как правило, на базе крупных петербургских дворцов. Potel&Chabot давно облюбовал пригородные дворцы Пушкина, Павловска, Петродворца. "Метрополь" часто проводит гала-мероприятия в резиденциях на Каменном острове.<BR><BR><B>От корпоративного - к частному</B><BR>Провести мероприятие на квартире русского бизнесмена готовы почти все фирмы. Однако такая услуга пока мало востребована. Зато западные предприниматели - частые клиенты кейтеринговых компаний.<BR>В Петербурге основными потребителями кейтеринговых услуг являются корпоративные клиенты. "Основными клиентами Potel&Chabot являются иностранные компании и туристы, приезжающие в Россию по программе incentive (3-4-дневный семинар, совмещающий работу и отдых)", - говорит региональный коммерческий директор Potel&Chabot Виржини Обер. - Несколько месяцев назад Potel& Chabot начал работать с частными клиентами. "Теперь люди стали понимать - то, что они привыкли получать в ресторане, может быть организовано в любом месте. И только для них. Например, недавно мы обслужили ужин на троих на яхте..." Сколько стоит такой ужин, Виржини Обер сказать отказалась.<BR>Клиентами "Невского Паласа" и "Европы" являются в основном фирмы, использующие номерной фонд отелей. "Мы оказываем подобную услугу, потому что этого хотят наши клиенты, а не потому, что это нам выгодно", - говорит коммерческий директор отдела по корпоративному рынку Гранд-отеля "Европа" Наталья Минина. <BR>Активным продвижением кейтеринговых услуг ни одна фирма не занимается. "Наша лучшая реклама - когда клиент доволен и говорит об этом другому потенциальному клиенту", - сказала Виржини Обер.<BR>Тем не менее "элитная четверка", впрочем, как и некоторые рестораны (например, "Санкт-Петербург"), дает дежурную рекламу в петербургских газетах на английском языке. <BR><BR><B>Набор услуг</B><BR>Любая фирма, занимающаяся кейтерингом, предлагает стандартный пакет услуг: приготовление еды по утвержденному заранее меню, сервировку столов и обслуживание. Обеспечение мебелью, посудой и столовыми приборами, доставка всего этого на место также входят в обязанности фирмы.<BR>Тот, кто хочет организовать скромную party, может заказать на каждого участника по фужеру шампанского и по несколько канапе. Можно не только напоить, но и накормить участников вечеринки: полный буфет включает как холодные, так и горячие блюда.<BR>По желанию клиента на месте можно создать праздничный или даже интимный антураж. Свечи на столе или цветы в корзинах, тихая фортепьянная музыка или залихватские мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов клиент может получить за соответствующую плату. "Хоть медведя, - говорит Наталья Белик. - Все зависит от бюджета и фантазии клиента".<BR><BR><B>Каждому - свое</B><BR>В кейтеринге нет фиксированных цен, фирмы провозглашают индивидуальный подход к каждому клиенту. Многое зависит от "весовой категории". Если постоянно обращаться в одну и ту же фирму, это гарантирует скидки.<BR>"Часто люди не понимают, за что они платят. Ведь в ресторане то же самое - дешевле, - говорит менеджер по продажам Ivan Catering Любовь Ефремова. - С "непонятливым" клиентом приходится долго работать: объяснять, из чего состоит цена". Стоимость кейтеринговых услуг включает в себя не только меню, напитки и обслуживание, но и транспортные издержки, а также плату за аренду мебели и посуды (закладывается процент разбитой посуды), сервировку столов, заработную плату администрации, а также логистику, если речь идет о чисто кейтеринговой компании. Обычно фирмы подстраиваются под бюджет потребителя и уже исходя из суммы предлагают меню, услуги, место.<BR>Многие клиенты стараются сами искать себе помещение, балансируя между ценой и уровнем интерьера и экономя на посреднических услугах.<BR>В Ivan Catering стоимость обслуживания одного человека -от $20.<BR>"Невский Палас" готов устроить коктейль, состоящий из фужера шампанского, четырех холодных и четырех горячих канапе за $14, полный буфет -холодные и горячие закуски, горячие блюда и десерт, без спиртного - за $40 на человека. Однако эта цена не учитывает обслуживание. Ужин и его обслуживание на яхте обойдутся в $150 на человека.<BR>Уровень цен в Гранд-отеле определяется высокой стоимостью исходных продуктов. Например, бутылка "Советского" шампанского обойдется клиенту в $30, зато оплатить спиртные напитки можно по факту после мероприятия. Другие петербургские рестораны также готовы обслужить клиентов на дому. Например, ресторан "Заря" готов обслужить не менее 40-50 человек, чтобы сумма заказа составляла около 8-10 млн рублей (то есть около 200.000 рублей на человека).<BR><BR><B>Тонкости</B><BR>Обслуживание в кейтеринге занимает такое же важное место, как и качество приготовленной еды. Официант, вовремя сменивший пепельницу и не оставивший клиента без фужера шампанского, дополняет чувство комфорта. <BR>В кейтеринговых фирмах официантами работают, как правило, студенты туристских колледжей. Когда у Potel&Chabot намечается гала-мероприятие, рассчитанное на 800-1000 человек, то официантов, поваров и кондитеров выписывают из Франции. Рестораны же предпочитают обходиться собственным персоналом. Так как труд в кейтеринге достаточно тяжелый, предпочтение отдается молодым людям.<BR>Доставка клиенту еды в любую точку города в красивом и свежем виде требует не только затрат, но и определенного опыта.<BR>Логистика, транспорт - то, что клиент не должен видеть, - являются неотъемлемой частью обеспечения его комфортом. Именно поэтому Наталья Белик считает, что кейтеринг более выгоден ресторанам, где оборудование не закупается вновь, а просто более интенсивно используется.(Т.Г.)