Не в своей тарелке: рестораторы справились с вызовами уходящего года

Пережить этот год рестораторам Петербурга оказалось не так–то просто. Однако, несмотря на серьёзные проблемы, городской рынок общественного питания развивается более успешно, чем в 2020–м и 2021–м, прошедших под знаком пандемии.

В январе рестораторы надеялись, что в 2022 году произойдёт полное восстановление отрасли от последствий пандемии коронавируса и всех вводимых ранее ограничений. Но вместо этого им пришлось бороться с новыми вызовами. И многим удалось их одолеть вполне успешно.

В режиме ожидания

Первое, что коснулось всех участников рынка, — это периоды существенного падения посещаемости. В первый раз это произошло сразу после начала событий на Украине, а потом — с объявлением частичной мобилизации.
Руководитель консалтинга "Бюро Ресторанных Технологий" Кирилл Романюк замечает, что первый мощный спад был отмечен весной. В марте–апреле некоторые операторы зарубежных франшиз приостановили свою деятельность.
"Это коснулось в большей степени рынка быстрого питания. Однако ситуация в сегменте слоу–фуда не оказалась лучше — рестораны, расположенные в торговых и бизнес–центрах, тоже испытали значительное снижение доходов из–за приостановки деятельности зарубежных компаний. Летний сезон был относительно спокойным. Далее наступила осень, а вместе с ней вторая сильная просадка по потоку посетителей, пришедшаяся на октябрь 2022 года", — вспоминает эксперт.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев согласен, что обороты упали, но отмечает — главное, что это случилось не в сезон. Первое падение в 30% продлилось около двух недель. Второе, при объявлении мобилизации, по сути просто закончило сезон чуть раньше.
Учредитель ресторана Tetto Андрей Ядошливый и вовсе считает, что не стоит говорить о сильном падении посещаемости, так как оно несравнимо с показателями во время пандемии. Вместе с этим в течение года были куда более серьёзные проблемы.
Например, в период с 21 сентября каждый ресторатор должен был выступать в роли хорошего HR–менеджера, чтобы вся его команда не уехала в другую страну. "Мы потеряли часть команды, но основные сотрудники остались с нами", — говорит Ядошливый.
По итогу прошедших 49 недель года количество заказов в заведениях общепита в Петербурге оказалось на 14% ниже, чем в аналогичный период 2021 года, выяснили в компании Focus Technologies. При этом средний чек в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 21%.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что выручка заведений общественного питания при снизившемся количестве заказов всё же зафиксирована на 4% выше, чем в прошлом году.
"По Москве уровень заказов оказался сопоставим с прошлогодним, рост среднего чека составил 10%, а выручки — 9%. В целом ситуация сопоставима с Петербургом, а более позитивные цифры по заказам и выручке связаны с эффектом низкой базы, — говорит эксперт. — В Москве в ряде периодов прошлого года вводились ограничения на посещение кафе и ресторанов из–за вспышек заболеваемости COVID–19, что приводило к значительному снижению показателей. В Петербурге такого объёма ограничений не было".
При этом Васильев добавляет, что рост среднего чека не означает аналогичного увеличения заказов в натуральном выражении. Он вызван ростом цен ввиду санкционных ограничений. Таким образом, прирост выручки в ряде случаев происходит на фоне снижения маржинальности бизнеса.

На новом месте

Также с российского рынка произошёл отток известных шеф–поваров. Многие из них планируют открывать новые заведения в местах релокации. Например, рестораторы Москвы и Петербурга начали осваивать рынок Дубая.
Директор и партнёр BIG Family Resto Group Наталья Митчина в рамках BestBreakfast по ресторанному бизнесу рассказала, что в этом году им пришлось закрыть три ресторана в Петербурге, потому что франчайзи проектов уехали из страны. Но зато по франшизе открылся русский гастропаб "Иван да Марья" в Баку, который до этого был представлен только в Петербурге.
Андрей Ядошливый замечает, что в ближайший год в стратегии развития компании будет открытие новых ресторанов в Петербурге и Москве, а также поиск партнёров для запуска проектов в ОАЭ, Индонезии и Америке. В 2023 году ресторатор планирует открыть не менее трёх заведений. "Учитывая, что в России очень высокий уровень, неудивительно, что многие начинают делать экспансию в другие страны. Я, к примеру, тем же самым занимаюсь и считаю, что это правильное решение", — добавляет он.
Владимир Шершнев считает, что отток шеф–поваров никак не повлиял на рынок. Те, кто мог экспериментировать с открытием бизнесов за границей, давно это делают. Был также процент людей, которые сейчас подверглись панике и уехали. Однако без заранее подготовленного плацдарма и договорённостей довольно сложно устроиться в другой стране. Выиграть за счёт имени, которое там никому не известно, не получится, а вкусно готовить могут и на местах.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
Кирилл Романюк замечает, что в этом году спрос на услуги по организации бизнеса за рубежом увеличился. Многие предприниматели обращаются за консультациями, проводят анализ возможностей и рисков. Организация бизнеса в другой стране требует знания не только технологии приготовления пищи и сервиса, но и массы юридических и правовых аспектов.
"В другой стране не только иные законы, но и иная ментальность, вкусы и потребности. При работе в Азиатском регионе особое внимание нужно уделить вопросу понимания культурных и религиозных отличий. Если не учесть все тонкости, то можно загубить даже самую на первый взгляд блестящую концепцию, потеряв деньги, время и репутацию", — уточняет эксперт.

Планов громадьё

На ключевой вопрос, был ли этот год в целом успешным, игроки рынка и аналитики отвечают по–разному, но все так или иначе настроены скорее оптимистично.
Эксперты NF Group (ex. Knight Frank) считают, что год для ресторанного бизнеса выдался более успешным, чем 2020–2021 годы, когда на показатели рынка влияла пандемия. Посещаемость ресторанов существенно выросла, ведь внутренний турпоток увеличился практически на 40%. Открываются новые концепты разных форматов. Так что вполне можно сказать, что ресторанный бизнес восстановился после пандемии. Кстати, в 2022 году Невский проспект вышел на доковидные показатели по количеству открываемых в год заведений общепита. И количество открытий превышает количество закрытий. Два года пандемии эта динамика была отрицательной.
Михаил Васильев замечает, что важным фактором, ограничивающим рост рынка в текущем году, выступило вызванное санкционным давлением снижение покупательной способности населения. Это привело к переходу на сберегательную модель поведения, в рамках которой сокращаются траты на посещение кафе и ресторанов.
Рестораторы же полны надежд на будущий год и уже запланировали ряд открытий. Например, Антонио Фреза, собственник Antonio Fresa Group, бренд–шеф ресторанов Sea,Signora, Saviv, Marso Polo, на BestBreakfast поделился планами запуска в 2023–м ещё четырёх ресторанов — по два в Петербурге и Москве. Владимир Шершнев рассказал, что их проект принёс неплохую прибыль. "В целом ресторанный бизнес скукоживается из–за политической ситуации и оттока платёжеспособных людей. Надеюсь, что, когда всё устаканится, рынок восстановится даже больше, чем в прежнем объёме. Мы планируем расширяться, но смотрим в сторону доставок и доступной еды", — поделился он с "ДП".
Андрей Ядошливый считает, что 2022–й стал годом открытий и восстановления, хоть и не без проблем, как оказалось.
Говоря о новых ресторанах, важно отметить, что сейчас им сложнее открываться. Раньше всё было поставлено на поток в части создания дизайн–проектов, покупки мебели и оборудования. Сейчас же возникают определённые сложности с новыми концепциями и закупкой техники. Поскольку её поиск, доставка, установка, обслуживание занимают большее количество времени. В результате рестораторы предпочитают покупать либо действующий бизнес, либо помещения, в которых ранее располагались рестораны. Однако любой кризис и нестабильность — это ещё и новые возможности. Так, например, активное внедрение сервиса доставки в рестораны помогло выстоять сегменту во время пандемии. В текущих условиях инвестиционные настроения у рестораторов сдержанные: им приходится прагматично реагировать на разного рода вызовы. Поэтому они только в исключительных случаях готовы приобрести новое помещение. Но при этом российские и петербургские ресторанные проекты являются конкурентоспособными на международном уровне. Поэтому при желании рестораторы могут выйти в другие страны и составить конкуренцию локальным проектам. Если учитывать рост интереса российских граждан к покупке недвижимости в Турции и на Ближнем Востоке, популярные ресторанные концепции могут и там найти своего почитателя.
Анна Лапченко
руководитель отдела торговой недвижимости петербургского офиса консалтинговой компании NF Group (Ex. Knight Frank St. Petersburg)
На общей обстановке достаточно сильно сказалось и начало СВО, и объявление частичной мобилизации. Особенно мы ощутили спад посещения в первые 2 недели. Был спад и отток, связанный скорее не с отъездом гостей, как в более люксовой категории ресторанов, а с эмоциональным настроением. Сейчас мы видим возвращение активности в праздновании корпоративных событий, наблюдаем положительную динамику как в доставке, так и в ресторане.
Валерия Гамм
управляющая рестораном "ФЕРМА БЕНУА"
Внешние факторы влияют на бизнес, но именно они дают большой импульс к адаптации и внедрению новых технологий. Также трудности помогают увидеть проблемы в текущих структурах и процессах и с максимальной скоростью улучшать и менять их. Считаем, что сейчас время возможностей и трансформации и важно этим воспользоваться. Ресторанный бизнес вышел за пределы России и серьёзно смотрит на зарубежные рынки. Это можно считать критерием успеха и развития. Что касается состояния локального рынка Санкт–Петербурга, то у всех по–разному. Сейчас нет чёткого признака успешности, он у каждого свой.
Инна Кусова
операционный директор Italy&Co