Банки маркетплейсов, оказавшиеся в самом конце прошлого года под огнём критики крупнейших банков страны, в этом году вполне могут быть признаны системообразующими. Новый статус сделает их субъектами усиленного надзора со стороны ЦБ РФ, потребует создавать дополнительные денежные резервы и соблюдать более жёсткие требования к краткосрочной ликвидности.
Под конец 2025–го недовольство классических банков маркетплейсами наконец трансформировалось в письма, направленные в формате коллективных обращений в различные ветви федеральной власти.
Подписантами оказались пять крупнейших — Альфа–Банк, ВТБ, Сбербанк, Совкомбанк и Т–банк. Они потребовали законодательно запретить маркетплейсам устанавливать скидки на товары. И не важно, каким способом обеспечивается дисконт: в период "чёрной пятницы", благодаря распродаже остатков со склада или от оплаты картой определённого банка.
В формулировках недовольных банкиров звучат аргументы разной тональности: от уничтожения маркетплейсами принципов честной конкуренции до потери триллионов рублей налогов в бюджет страны.
По сути, случилась вторая волна публичной критики. Первая произошла на полях ПМЭФ–2024. Тогда из уст нынешних подписантов прозвучали оценки работы банков маркетплейсов: "у них односторонние преимущества", "чистой воды ценовая дискриминация", "если не букве, то духу закона противоречит".
Впрочем, с учётом того, что происходит в публичном поле в последние месяцы, в 2026 году банковскому лобби вряд ли удастся ввести законодательные ограничения для отдельных игроков на стандартные экономические действия. Но нужно предполагать, что они не прекратят попытки установить границы дозволенного. Как раз в октябре вступает в действие закон "О платформах", в котором первоначально пытались ввести новеллу о запрете скидок на товары при оплате банковскими картами. В финальном варианте её не оказалось.
Интересно, что как минимум три из пяти нынешних подписантов несколько лет назад активно развивали собственные экосистемы. Одномоментно превратившиеся в конкурентов банков другие компании из индустрии развлечений, доставки продуктов или услуг сотовой связи критиковать их, скорее всего, не решались. Или не хватало ресурсов.
Перечень направлений в экосистемах постепенно видоизменился, к банкам–первопроходцам стали присоединяться другие. Но в результате и сегодня зритель продолжает дополнительно оплачивать высокие сервисные сборы при покупке билетов в театры, а продукты из супермаркета через экосистему почему–то стоят дороже, чем если покупать напрямую в том же магазине. Хотя банкам в 2022 году удалось добиться от российской платёжной системы, НСПК, отдельной для своих экосистем тарификации при расчётах по банковским картам.
Размер межбанковской комиссии для них установлен в диапазоне 0,5– 1,1% в зависимости от оборотов, но сам размер оборотов не опубликован. Торгово–сервисные предприятия из других отраслей чаще платят НСПК комиссию большего размера.
Маркетплейсы поочерёдно приобрели банки в 2021 году. И за три с небольшим года обеспечили им взрывной рост, значительно опередив показатели большинства других. По данным Интерфакса, кэптивные банки крупнейших российских маркетплейсов — Ozon, "Яндекс Маркет", Wildberries&Russ — буквально из второй сотни уверенно закрепились в топ–100 российских кредитных организаций по объёму активов.
По итогам 2024–го Озон–банк расположился на 36–й позиции (263 млрд рублей активов), Яндекс–банк — на 58–й (128,3 млрд рублей), а Вайлдберриз–банк — на 90–й (58 млрд рублей). За 9 месяцев 2025–го «Озон» поднялся на 14 позиций, "Яндекс" — на 22, "Вайлдберриз" — на 21.
По разным оценкам, на эту тройку банков приходится 16% всех действующих банковских карт в стране.
Видимо, другие кредитные организации столкнулись если и не с оттоком клиентов, то как минимум с сокращением объёмов транзакций. И чем больше развивается e–commerce, тем сильнее опасения среди "классических" потерять долю рынка. Регулятор же пока молчит, хотя недавно тактично и осторожно назвал ситуацию со скидками "не совсем справедливой конкуренцией".
И пока не решается включать кэптивные банки маркетплейсов в список системообразующих, о чём его уже публично попросили два руководителя из пяти банков–подписантов. За новым статусом последуют более жёсткое регулирование, новые ограничения и значительные дополнительные расходы. И вот этот статус банки маркетплейсов вполне могут обрести уже в этом году.

