00:1015 января 202600:10
67просмотров
00:1015 января 2026
Защитить петербургские реки, каналы и пруды от антигололёдных реагентов, мусора и канализационных стоков можно, только системно изменив подход к их содержанию.
Санкт–Петербург относится к числу наиболее обводнённых городов мира. Но если Нева вытекает из окружённого лесами Ладожского озера, то водосбор многих городских прудов заасфальтирован или проходит по местам, подверженным постоянному загрязнению. Как же удаётся содержать мелкие водоёмы в чистоте? И удаётся ли?
Откуда течёт?
Всего в черте города насчитывается более тысячи водных объектов. Некоторые из них выглядят вполне привлекательно, другие — вовсе нет. Чисто там, где не успели замусорить, или, наоборот, там, где чистят? Ответить на этот вопрос не так–то просто. Значительную часть работы по очистке выполняет подведомственное городскому комитету по природопользованию СПб ГБУ "Экострой".
При этом круглогодично осуществляется уборка только водотоков, а вот самих водоёмов — лишь в летний период. Как сообщили "ДП" в комитете по природопользованию, всего в 2025 году в адресную программу было включено 367 водных объектов.
Например, в Пушкинском районе работы проводились на 53 водных объектах с 16 апреля по 15 ноября с периодичностью 1–4 раза в месяц. Кроме того, уборка водных объектов (или их частей), не включённых в адресную программу, осуществляется на основании поступающих обращений.
Проводимые работы — это не только сбор мусора, но и кошение водной растительности, осуществляемое с 1 июня по 30 сентября по мере необходимости от 1 до 3 раз за сезон.
Основная угроза чистоте — это канализационные стоки. Как правило, они направлены в водотоки, а не в бессточные водоёмы. Но и без этого в воду попадает много чужеродных веществ. Происходит это и зимой, когда на улицы города высыпается огромное количество реагентов для таяния снега. Если они своевременно не убраны, то при первой же оттепели оказываются в мутных ручьях, которые устремляются в ливневую канализацию, а также в городские реки, каналы и пруды.
"Любой водоём, даже находящийся в черте города, — это всё–таки природный объект, который формируют подземные и грунтовые воды, а также поверхностный сток. Соответственно, качество воды напрямую зависит от уровня загрязнённости подземных вод и состояния водосбора", — рассказывает геоэколог Алексей Краснов.
В Петербурге поверхностный слой грунта сложен в основном водоупорными глинами и имеется всего 25 родников. Так что приоритетным для питания водоёмов является именно поверхностный сток от осадков (включая паводковые воды).
Но если водосбор большинства мелких прудов и карьеров представляет собой заасфальтированную территорию, с которой в воду смываются антигололёдная смесь, фекалии от выгула собак, отходы жизнедеятельности людей и функционирования транспорта, то может ли она вообще быть чистой?
“
"Следует определиться, что считать условно чистой водой. На практике мы можем воспринимать как “грязную” мутную от глинистой взвеси или торфа речку, хотя в ней, возможно, ни один антропогенный поллютант не превышает предельно допустимой концентрации. И, наоборот, можем восторгаться прозрачностью пруда, в котором умерло всё живое", — объясняет Алексей Краснов.
Каждому по "дорожной карте"
Хорошим вариантом было бы создание для каждого, даже самого маленького водоёма в черте города своего рода "дорожной карты" на хорошей топографической основе. Тогда по изолиниям можно было бы определить бассейн водосбора каждого конкретного объекта.
Благодаря системному подходу можно было бы следить за регулярностью уборки урн и работой дворников, своевременно вывозить загрязнённый снег, а также использовать в прибрежной зоне на пешеходных дорожках песок и гранитную крошку вместо соляных смесей.
“
"Сюда же можно отнести и разного рода планировочные решения. Как известно, зелёные зоны украшает сложный рельеф, это обстоятельство можно использовать для изменения направления поверхностного стока. Создав искусственный декоративный водораздел, можно чистую воду с газонов пустить в пруд, а загрязнённый сток — в ливнёвку", — рассуждает Алексей Краснов.
Стоит заметить, что укрепление берегов с помощью георешёток, а также посадок деревьев и кустарников немаловажно и с эстетической точки зрения.
В одних руках
По мнению экологов, забота о маленьких водных объектах должна быть одной из непосредственных обязанностей районных администраций. Правда, здесь не обойтись без арбитра в лице городского комитета, так как во многих случаях водосборный бассейн может находиться на территории одного района, а сам объект — на территории другого.
Не стоит забывать и о том, что часть территорий находится в частной собственности. Это может не позволить государственным органам вкладывать бюджетные средства в оздоровительные меры. Однако неизбежность и необходимость комплексного решения проблемы очевидна. При формировании новых районов желательно сразу закладывать соответствующие организационные решения.
"В старом городе канализационные и ливневые стоки объединены в единую систему. А в новых кварталах ливнёвку пускают отдельно, и это правильно. Возможно, со временем модульная очистка позволит пускать талые воды для интенсификации водообмена", — отмечает Алексей Краснов.
Дело в том, что уменьшение поступления воды в водоём приводит к его обмелению и застою. Например, цепь прудов в Буферном парке, соединяясь протоками в половодье и после больших дождей, в летний засушливый период может распадаться на временно изолированные водоёмы, что снижает качество воды.
Положительный эффект можно заметить при передаче крупных земельных участков одному девелоперу, который формирует не только саму застройку, но и всю сопутствующую инфраструктуру, включая зелёные зоны вокруг водоёмов и водотоков.
“
"Посмотрите, к примеру, на новые кварталы рядом с “Экспофорумом”, где безымянный ручей наглядно демонстрирует разность подходов в освоении территории. Там, где работы на обоих берегах ведёт один застройщик, склоны имеют георешётку, трава посеяна, деревья посажены. А потом спуститесь немного ниже по течению, где осваивают территорию несколько юрлиц, благоустраивающих только придомовую территорию. Реально город контрастов как по оформлению, так и по уборке", — обращает внимание геоэколог.

