В ОЖД отчитались о падении перевозок контейнеров на железной дороге

Автор фото: Ермохин Сергей
Грузовые составы на станции Сортировочная.
Грузовые составы на станции Сортировочная.
Перевозка контейнеров по полигону Октябрьской железной дороги падает, сообщили "ДП" в пресс-службе ОЖД.
За первые 11 месяцев на сеть погрузили 1 млн TEU (эквивалент контейнера в 20 футов), что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
"Всего в контейнерах перевезено 12 млн тонн различных грузов", — уточнили в пресс-службе ОЖД.

Спад на охлаждении

Всего же на сеть РЖД с января по ноябрь погрузили 6,9 млн TEU, что на 3,9% меньше, чем в первые 11 месяцев 2024-го. Динамику железнодорожники оправдывают охлаждением экономики, об этом, в частности, на Транспортной неделе заявила заместитель генерального директора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Ирина Магнушевская.
При этом погрузка контейнеров, следующих в экспортном направлении, выросла на РЖД на 8,9%, до 1,6 млн TEU. Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин объясняет разнонаправленный тренд изменением конъюнктуры рынка.
"Сегодня вывезти груз в контейнере проще. Во-первых, есть уверенность в его транспортировке по Восточному полигону. Во-вторых, контейнерный поезд движется быстрее: скорость может превышать 1,1 тыс. км в сутки, а если грузить просто в вагонах, то скорость перевозки всего 650 км в сутки. Опять же груз в контейнерах не разделён по классам, тариф у всех грузов в контейнерах один. Но рост контейнерных перевозок в экспортном направлении ещё не означает рост грузовой базы: в контейнерах везут те грузы, что ранее везли в вагонах", — уточняет Павел Иванкин.
В первые 11 месяцев этого года контейнеризация цветных металлов выросла на 25%, более чем на 16% — продовольственные товары, более чем на 15% — продукты перемола, а также цветная руда и серное сырьё. По информации пресс-службы ОЖД в первые 11 месяцев 2025-го в контейнерах перевезено более 229 тыс. TEU с химическими и минеральными удобрениями.

Каждую вторую тонну

Директор по логистике АО "Апатит" группы "Фосагро" Андрей Шепель, выступая на Транспортной неделе, объяснил тренд на контейнеризацию экспортных грузов снижением затрат на перевозку и переработку в портах. По его информации, сегодня объём перевалки удобрений в контейнерах достиг 15 тыс. тонн, что сопоставимо с работой балкерных терминалов. Итого каждую вторую тонну экспортируют в контейнерах.
О росте объёмов контейнеризации грузов говорят и в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). Но здесь обращают внимание на статистику по числу перевезённых по РЖД во всех видах сообщения гружёных контейнеров. Сообщается, что из 6,9 млн всех перевезённых контейнеров почти 5 млн TEU — гружёные. Годом ранее их было на 6,7% больше.
Итого перевозка гружёных контейнеров снизилась на 3%, до 73,1 млн тонн. Только в ноябре контейнерные перевозки составили 636,1 тыс. гружёных и порожних контейнеров (TEU), что на 4,0% меньше ноября 2024 года и на 0,8% меньше октября 2025 года, сообщают в ИПЕМ.
"Операционные сложности, такие как подача порожних платформ на станции погрузки, оформление погруженных платформ и приём к перевозке, дефицит специализированного подвижного состава и перегруженность узлов увеличивают сроки доставки и логистические издержки", — добавляют в пресс-службе ИПЕМ.

Рост тарифов

Согласно утверждённой правительством РФ поэтапной индексации железнодорожных тарифов, перевозка контейнеров в будущем году подорожает на 5%. В ИПЕМ считают, что рост железнодорожных тарифов создаёт предпосылки для структурного сдвига рынка в сторону автомобильных перевозок. А это значит, что роста объёмов перевозок контейнеров ждать не стоит.
Впрочем, эксперты не исключают, что железнодорожные операторы пойдут на дополнительные уступки и снизят в первой половине 2026-го года ставки аренды на подвижной состав.
"Чтобы сохранить грузоперевозки, балансируя на грани безубыточности, основной задачей для участников рынка в 2026 году может стать построение логистики, устойчивой к структурным изменениям, с акцентом на управление совокупной стоимостью и операционными рисками, а не на краткосрочной тарифной экономии", — сообщают в пресс-службе ИПЕМ.
Драйверов роста на 2026 год не видно, считает Ирина Магнушевская. Зато есть множество рисков — это и санкции, и внутренняя стагнация, снижение спроса на целый ряд номенклатур. Базовый прогноз на 2026 год от ИПЕМ предполагает прирост перевозок гружёных контейнеров на 1,1%.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.