Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"

Как меняется рынок путешествий и что нужно регионам, чтобы не потерять в турпотоке, рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Способствует ли организация различных событий в регионах привлечению туристов?
— Всё зависит от события. Например, "Алые паруса" или "СапФест" в Петербурге — вполне самостоятельные туристические магниты, то есть туристы приезжают именно для их посещения. В то же время очевидно, что подавляющее большинство мероприятий, проходящих во многих городах, становятся лишь дополнением — зачастую весьма приятным — к основной программе путешествия. Чем ярче событие, тем лучше оно запоминается и спустя время может стать основной целью для приезда в регион. В пример можно привести гастрономический фестиваль в Мурманске "Вкус Арктики", который набирает популярность. Одним словом, нюансов много.
Каким образом ситуация с авиаколлапсами в аэропортах этим летом сказалась на сфере туризма? Какой сегмент пострадал больше всего?
— От авиаколлапсов страдают все виды туризма. И наибольшие потери несёт бизнес — авиакомпании, туроператоры, турагентства. Потому что именно на их плечи ложится финансовая и организационная нагрузка.
В высоком сезоне 2025 года, в период с начала мая до конца июля, масштабных коллапсов было несколько, и отнюдь не все они были связаны с операцией "Ковёр". Как ни странно, эти ситуации не повлияли на желание туристов куда-то ездить. Вообще надо сказать, что если до пандемии логистика (продолжительность перелётов, комфортный транспорт и т. д.) играла довольно существенную роль при выборе направления отдыха, то после 2021-2022 годов значение этого фактора снизилось. Хотя на него по-прежнему обращают внимание.
Автор: ТАСС
Основной въездной турпоток сейчас формируется странами Азии. Каким образом возможно расширить перечень государств, откуда в Петербург приезжают гости?
— Думаю, что имеет смысл сосредоточиться на тех странах, откуда гости приезжают к нам: Индия, страны Персидского залива, Китай. Важно сделать так, чтобы они захотели вернуться, чувствовали себя в безопасности и комфорте. Недавно представители АТОР отправили официальные письма в Минэкономразвития, Минцифры и в комитет по туризму города Москвы с предложениями по решению проблем с мобильной связью. Блокировка СМС и мобильного интернета для иностранных сим-карт в роуминге — одна из острых проблем для иностранных гостей на территории России.
Мы считаем целесообразным отменить ограничение на работу мобильной связи (СМС и роуминга) для иностранных туристов в первые 24 часа пребывания, а также блокировать мобильную связь им избирательно — с учётом геолокации телефона туриста. Также важно проработать более простой порядок получения гостями из других стран временных сим-карт. На мой взгляд, это положительно сказалось бы на въездном турпотоке.
Ранее вы говорили, что отмена безвиза с Китаем может изменить картину по спросу на осень и зиму в лучшую сторону. Заметны ли уже улучшения?
— Спрос на туры в Китай вырос в 2-3 раза после новости о вводе безвизового режима для россиян. Особенно это заметно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Но и в столицах турами в Китай сейчас интересуются намного активнее, и востребованность направления продолжит увеличиваться. Причём объём продаж вырос не только на путёвки в континентальную часть страны, что было ожидаемо, поскольку до 15 сентября это было визовое направление, но и на Хайнань.
Теперь отрасль с нетерпением ждёт, когда будет реализована инициатива о безвизовом въезде для китайских туристов в Россию.
Наметилась ли по итогам летнего сезона переориентация спроса со стороны туристов на новые направления путешествий: меняется ли список популярных у россиян локаций для отдыха?
— Самые популярные направления на внутреннем рынке — это Краснодарский край, Крым. И только после них идут Петербург и Москва. И они до сих пор не перенасыщены. Иными словами, нет необходимости в переориентации спроса. Хотя понятно, что в этом году интерес путешественников перераспределился из-за экологической катастрофы в Анапе. Топ-5 или топ-10 лидеров по сути не меняются. Ни на внутреннем, ни на выездном рынке. Однако может происходить ротация среди наиболее востребованных локаций.
Главные точки притяжения в России — Краснодарский край, Крым, Москва, Петербург, Ставропольский край. По данным некоторых исследований АТОР, доля Северной столицы в продажах туроператоров иногда выше, чем у Москвы. Это непостоянный показатель. В один период доля организованных туристов может быть выше в Москве, в другой период — в городе на Неве. И какую-то стабильную закономерность тут сложно вывести. В целом доля туроператоров в обоих городах меньше, чем, например, на черноморских направлениях: 3-7% против 15-30% соответственно.
На выездном рынке традиционно лидируют Турция, Египет, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам. В том числе популярность направления у путешественников зависит от наличия прямых рейсов от города отправки до места назначения.
На что путешественники больше всего обращают внимание при планировании тура?
— Сейчас потенциальный спрос превышает предложение. Несмотря на то что прямые перелёты есть в 40 с лишним стран, далеко не все из них в принципе интересны с туристической точки зрения.
Поэтому все предлагаемые именно туристам направления так или иначе востребованы. Как никогда важна цена: массовость или немассовость туристического направления зависит в том числе от того, по какой стоимости можно приобрести тур. Проще говоря, недооценённых направлений сейчас нет. Есть дорогие, которые могли бы продаваться активнее, если бы стоимость позволяла.
Туроператоры начинают продавать свои туры на маркетплейсах, а последние в свою очередь сами не первый год предлагают проживание в отелях и билеты. Говорит ли это о том, что в ближайшие год-два рынок значительно изменится?
— Бурное развитие технологий и растущая доля маркетплейсов как инструмента или площадки дистрибуции, безусловно, влияют на рынок. И эксперты в АТОР считают, что действительно в ближайшие несколько лет отрасль может очень сильно измениться. И те, кто хочет быть в тренде, не только применяют технологии, но и пытаются создать новые технологичные платформы.
Сегодня турист становится требовательным и хочет получить от путешествия как можно больше впечатлений, а предложения на рынке много. Что необходимо делать крупным городам, чтобы интерес к ним не пропадал?
— Для таких мощных туристических направлений, как Москва и Петербург, конечно, угроза проигрыша в конкурентной борьбе за туриста минимальна. Но тем не менее это не повод почивать на лаврах. И отраслевые власти в обоих городах явно прикладывают большие усилия, чтобы каждый сезон предлагать туристам что-то новое: яркие события, креативные площадки.
Петербург был первым и пока единственным городом, который, стремясь привлечь и удержать повторных туристов или молодое поколение, запустил проект "Новая туристская география", предполагающий посещение неожиданных мест. И это сработало! У туроператоров в маршрутах появились "Севкабель Порт" и Охта, книжный магазин "Подписные издания" и Академия Штиглица. Город, славящийся неувядаемой классикой, получил новый ракурс.
И наверное, как это часто бывает в случае с Санкт-Петербургом, это и есть пример того, что надо делать, даже если у дестинации всё хорошо с туризмом, — не останавливаться на достигнутом. У Москвы и Петербурга есть совместные проекты — например, "Два города — миллион впечатлений".
Насколько успешны такие интеграции?
— Вопреки весьма устоявшемуся мнению, сотрудничество как бы конкурентов приносит пользу всем участникам процесса. Так и получилось у Москвы и Санкт-Петербурга. На каком-то этапе к коллаборации подключился и Нижний Новгород. И тоже получил свой дополнительный туристический поток.
Интервью опубликовано в журнале "Контуры будущего". Печатная версия выходит 12 ноября
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.