Ozon сообщил о повышении с 10 ноября платы за продажу — для большинства категорий она станет выше на 5%.
Позиций стоимостью до 300 рублей включительно изменение тарифов не коснётся. В то же время компания обещает с 1 ноября 2025 года по 31 марта 2026–го не брать плату за размещение на складах зимней климатической техники — например, обогревателей, увлажнителей воздуха, электрокаминов и других товаров.
Также маркетплейс готов увеличить размер собственных вложений в скидки для покупателей — 2 недели назад он стал выше на 4%, теперь поднимается ещё на 5%.Благодаря этому конечные цены товаров для покупателей вырасти не должны, считают в компании.
“
"Несмотря на последние изменения, наши комиссии для продавцов остаются на рыночном уровне и сопоставимы с комиссиями других крупных участников рынка. Последние изменения комиссий и тарифов объясняются удорожанием многих услуг, которые мы как платформа закупаем у сторонних компаний. Это перевозчики, аренда складов и IT–инфраструктуры, стоимость топлива, электроэнергия для серверов и многое другое. Текущие уровни тарифов необходимы, чтобы успешно пройти скорый высокий сезон, когда покупательская активность достигает максимума, а продавцы увеличивают оборот продаж", — сообщили "ДП" в пресс–службе Ozon.
Заведующий кафедрой экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге Олег Мисько связывает необходимость повышения комиссий со стороны онлайн–платформ с ростом операционных расходов, а также общеэкономической ситуацией.
“
"Расширение бизнеса и автоматизация складов обходятся компаниям дорого, поэтому возникает необходимость повышать сборы. Также ситуация в экономике меняется, и бизнес реагирует на неё таким образом. Отчасти увеличение комиссий может выполнять задачу фильтрации селлеров. Если с площадкой сотрудничают те, чей товар часто возвращают, то расходы на это маркетплейсы несут сами. Поэтому им выгоднее сотрудничать с теми предпринимателями, которые могут обеспечить большую стабильность. Определить их помогает и увеличение платы", — пояснил Олег Мисько.
Некоторые эксперты считают, что компания создаёт себе подушку безопасности перед новым, 2026 годом, в котором могут произойти отток селлеров и сокращение доходов бизнеса.
Кроме общих факторов у каждого игрока рынка есть специфичные причины повышения комиссий. Ведущий аналитик Data insight Сергей Семко отмечает:
“
"Wildberries активно инвестирует в новое направление бизнеса и поглощение сторонних активов, что также влияет на политику ценообразования. Ozon стремится повысить свою доходность и одновременно увеличить долю рынка и достичь положительной рентабельности".
При этом эксперты согласны с тем, что повышение комиссий однозначно ухудшает экономику продавцов на маркетплейсе. Особенно негативно это сказывается на селлерах cо средними или небольшими оборотами при низкой марже.
“
"Для ряда продавцов очередное повышение комиссии окончательно сломит их экономику. Более крупные игроки, как правило, лучше адаптируются за счёт масштаба и большего пространства для оптимизации, однако в целом любое заметное ужесточение тарифов усиливает давление на продавцов. Для Ozon приоритетным на данном этапе выглядит сохранение конкурентных цен для покупателей и стимулирование спроса через скидки и акции. По–видимому, платформа считает, что удержание и вовлечение аудитории сейчас важнее, чем привлечение продавцов на площадку, и она может быть права", — считает аналитик ФГ "Финам" Магомед Магомедов.

