00:5029 октября 202500:50
1093просмотров
00:5029 октября 2025
Смягчение правил ввоза грузов из Казахстана и Киргизии может не спасти рынок от декабрьского кризиса.
Более 10 тыс. фур застряли на российско–казахстанской границе. Из–за усиленных досмотров неделями простаивают поставки из Китая: одежда, техника, продукты и даже экспресс–доставка.
На этом фоне Владимир Путин подписал указ, временно разрешающий ввоз товаров из Казахстана и Киргизии без документов ЕАЭС и обязательной маркировки. Мера призвана разгрузить границу и избежать сбоев в логистике, но, как отмечают эксперты, кризис глубже, чем кажется, и к декабрю он может повториться.
Ручное регулирование
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко считает, что подписанный документ — мера антикризисная, но краткосрочная.
“
"Это мера ручного регулирования. Мы понимаем, что принятие решения такого уровня — не президентская компетенция. Но в данном случае это вынужденная мера, связанная с ситуацией, сложившейся в логистике. На короткий промежуток времени, пока нужно разгрести скопление фур на трансграничных переходах, решение действительно может сработать. Но мера временная, и как только она перестанет действовать, мы снова столкнёмся с теми же проблемами", — считает она.
По словам экономиста, заторы вызваны не столько транспортными ограничениями, сколько сбоями в цифровой логистике.

“
"Перевозчики не успевают адаптироваться к новым правилам электронного документооборота. Если документы не поданы заранее, грузовик встаёт на границе и ждёт несколько дней. Казахстан подписал соглашение о пресечении обхода санкций, поэтому его таможенные органы действуют с особым усердием. Любое изменение в сопроводительных документах, внесённое в последний момент, вызывает расхождение с данными, задекларированными в России, и поток встаёт", — объясняет эксперт.
Кроме того, по мнению Ткаченко, срок действия указа (до 10 декабря) явно недостаточен.
“
"Сейчас пробка рассосётся, а к Новому году мы соберём её снова. Учитывая пиковую нагрузку и погодные факторы, к декабрю возможен повторный коллапс. Было бы логичнее продлить действие хотя бы до 10 января", — убеждена она.
С экономической точки зрения потери несут все участники цепочки — от поставщиков до ретейлеров. Это рост логистических затрат, выпадение транспорта из оборота, судебные иски, репутационные потери. Всё это неминуемо отражается на ценах — сначала через дефицит, потом через прямое удорожание.
Перегнули палку
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков подтверждают, что ситуация приобрела затяжной характер.
“
"Проблемы начались примерно с 19 сентября. Перевозчики сообщают о простоях до 2 недель. Казахстанская сторона проводит тотальный досмотр транспорта, который идёт в сторону России и Белоруссии. Очевидно, что казахстанская таможня перегибает палку, а наши перевозчики из–за этого несут финансовые и репутационные потери", — сообщили "ДП" в организации.
По их данным, из–за досмотров грузы стоят на площадках по нескольку дней, а письма от перевозчиков уже направлены в Минтранс России. Ведомство ведёт переговоры с министерством транспорта Казахстана, однако, как уточнили в ассоциации, "вопрос лежит в плоскости таможенных органов и их внутренних указаний".
В крупном онлайн–ретейле оценивают ситуацию сдержанно. Президент Ассоциации компаний интернет–торговли Артём Соколов считает, что смягчение правил ввоза позволит быстро ликвидировать заторы на границах.
“
"Но мы также рассчитываем, что в дальнейшем все товары будут оформлены и надлежащим образом введены в оборот на территории России. И что это послабление не повлечёт негативных последствий для легального рынка", — добавляет он.
Без политики не обошлось
Основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков обращает внимание на то, что казахстанское направление стало ключевым для российских поставщиков.
“
"Казахстанская транзитная зона активно использовалась, потому что там ниже налоги. НДС в Казахстане — 12%, а в России — 20%. Если растаможить товар в Казахстане, селлер экономит около 8% только на НДС. А если растаможка проходит по серым схемам — выгода ещё больше", — объясняет он.
По его словам, именно эти различия спровоцировали усиление контроля.
“
"Ни России, ни Китаю это не выгодно. Через Казахстан могли проходить грузы двойного назначения, что повышало риск вторичных санкций. Казахстан в свою очередь опасается ответных мер и потому последовательно ограничивает транзит — как грузовой, так и финансовый", — рассуждает эксперт.
По его мнению, нынешняя жёсткость казахстанской стороны во многом политически мотивирована.
“
"Опасение вторичных санкций влечёт пристрастный досмотр грузов. Российская сторона не препятствует — ей невыгодно терять налоги, но и публичного конфликта никто не хочет", — говорит Иван Федяков.
Указ президента позволит разблокировать часть потока, но всё же не решит структурных проблем. К декабрю ситуация может повториться — уже на фоне пика сезонного спроса и зимних ограничений. Причём задеть может не только среднего потребителя.
“
"По этим маршрутам в страну поступают и многие комплектующие… Там, где логистически удобно перевозить на фуре, — идёт фура, ведь это дёшево. Поэтому нынешние сбои могут затронуть и промышленность", — резюмирует Елена Ткаченко.

