Коллапс на российско-казахской границе может повториться перед Новым годом

Автор фото: ТАСС
Пограничники действуют в рамках закона, но максимально придирчиво
Пограничники действуют в рамках закона, но максимально придирчиво

Смягчение правил ввоза грузов из Казахстана и Киргизии может не спасти рынок от декабрьского кризиса.

Более 10 тыс. фур застряли на российско–казахстанской границе. Из–за усиленных досмотров неделями простаивают поставки из Китая: одежда, техника, продукты и даже экспресс–доставка.
На этом фоне Владимир Путин подписал указ, временно разрешающий ввоз товаров из Казахстана и Киргизии без документов ЕАЭС и обязательной маркировки. Мера призвана разгрузить границу и избежать сбоев в логистике, но, как отмечают эксперты, кризис глубже, чем кажется, и к декабрю он может повториться.
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко считает, что подписанный документ — мера антикризисная, но краткосрочная.
"Это мера ручного регулирования. Мы понимаем, что принятие решения такого уровня — не президентская компетенция. Но в данном случае это вынужденная мера, связанная с ситуацией, сложившейся в логистике. На короткий промежуток времени, пока нужно разгрести скопление фур на трансграничных переходах, решение действительно может сработать. Но мера временная, и как только она перестанет действовать, мы снова столкнёмся с теми же проблемами", — считает она.
По словам экономиста, заторы вызваны не столько транспортными ограничениями, сколько сбоями в цифровой логистике.
"Перевозчики не успевают адаптироваться к новым правилам электронного документооборота. Если документы не поданы заранее, грузовик встаёт на границе и ждёт несколько дней. Казахстан подписал соглашение о пресечении обхода санкций, поэтому его таможенные органы действуют с особым усердием. Любое изменение в сопроводительных документах, внесённое в последний момент, вызывает расхождение с данными, задекларированными в России, и поток встаёт", — объясняет эксперт.
Кроме того, по мнению Ткаченко, срок действия указа (до 10 декабря) явно недостаточен.
"Сейчас пробка рассосётся, а к Новому году мы соберём её снова. Учитывая пиковую нагрузку и погодные факторы, к декабрю возможен повторный коллапс. Было бы логичнее продлить действие хотя бы до 10 января", — убеждена она.
С экономической точки зрения потери несут все участники цепочки — от поставщиков до ретейлеров. Это рост логистических затрат, выпадение транспорта из оборота, судебные иски, репутационные потери. Всё это неминуемо отражается на ценах — сначала через дефицит, потом через прямое удорожание.

Перегнули палку

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков подтверждают, что ситуация приобрела затяжной характер.
"Проблемы начались примерно с 19 сентября. Перевозчики сообщают о простоях до 2 недель. Казахстанская сторона проводит тотальный досмотр транспорта, который идёт в сторону России и Белоруссии. Очевидно, что казахстанская таможня перегибает палку, а наши перевозчики из–за этого несут финансовые и репутационные потери", — сообщили "ДП" в организации.
По их данным, из–за досмотров грузы стоят на площадках по нескольку дней, а письма от перевозчиков уже направлены в Минтранс России. Ведомство ведёт переговоры с министерством транспорта Казахстана, однако, как уточнили в ассоциации, "вопрос лежит в плоскости таможенных органов и их внутренних указаний".
В крупном онлайн–ретейле оценивают ситуацию сдержанно. Президент Ассоциации компаний интернет–торговли Артём Соколов считает, что смягчение правил ввоза позволит быстро ликвидировать заторы на границах.
"Но мы также рассчитываем, что в дальнейшем все товары будут оформлены и надлежащим образом введены в оборот на территории России. И что это послабление не повлечёт негативных последствий для легального рынка", — добавляет он.

Без политики не обошлось

Основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков обращает внимание на то, что казахстанское направление стало ключевым для российских поставщиков.
"Казахстанская транзитная зона активно использовалась, потому что там ниже налоги. НДС в Казахстане — 12%, а в России — 20%. Если растаможить товар в Казахстане, селлер экономит около 8% только на НДС. А если растаможка проходит по серым схемам — выгода ещё больше", — объясняет он.
По его словам, именно эти различия спровоцировали усиление контроля.
"Ни России, ни Китаю это не выгодно. Через Казахстан могли проходить грузы двойного назначения, что повышало риск вторичных санкций. Казахстан в свою очередь опасается ответных мер и потому последовательно ограничивает транзит — как грузовой, так и финансовый", — рассуждает эксперт.
По его мнению, нынешняя жёсткость казахстанской стороны во многом политически мотивирована.
"Опасение вторичных санкций влечёт пристрастный досмотр грузов. Российская сторона не препятствует — ей невыгодно терять налоги, но и публичного конфликта никто не хочет", — говорит Иван Федяков.
Указ президента позволит разблокировать часть потока, но всё же не решит структурных проблем. К декабрю ситуация может повториться — уже на фоне пика сезонного спроса и зимних ограничений. Причём задеть может не только среднего потребителя.
"По этим маршрутам в страну поступают и многие комплектующие… Там, где логистически удобно перевозить на фуре, — идёт фура, ведь это дёшево. Поэтому нынешние сбои могут затронуть и промышленность", — резюмирует Елена Ткаченко.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.