Центральное морское конструкторское бюро ОСК "Алмаз" на международной выставке "Нева 2025" представило ряд новых проектов маломерных судов — от служебно-разъездных катеров ледового класса до гибридной яхты с уникальной энергетической установкой.
Общий акцент разработок — полное импортозамещение.
Серийность и унификация
Среди новинок — многофункциональный катер ледового класса Ice3 ("Нерпа"), созданный для обслуживания акватории порта. Он способен ликвидировать разливы нефтепродуктов, тушить пожары, перевозить грузы до 5 тонн, а также доставлять 10 пассажиров и трёх членов экипажа.
Катер оснащён отечественной энергетической установкой на базе двигателя от компании "Промышленные компоненты Камаз".
Представитель ЦМКБ "Алмаз" в беседе с корреспондентом "ДП" подчеркнул, что ставка в вопросах проектирования многофункциональных судов делается на серийность и унификацию.
“
"Мы стараемся отталкиваться от базовых зарекомендовавших себя серийных платформ. Это не значит, что мы фиксируемся на чём-то консервативном. Речь идёт о конкурентоспособности, которая зависит не только от дизайна и технических характеристик, но и от цены. Серийные суда строить дешевле и быстрее, именно этого хочет заказчик. Есть, например, корпус, зарекомендовавший себя по скорости, мореходности, безопасности. На его платформе можно устанавливать оборудование различного назначения — пожарный гидрант, кран-балку, лебёдку, изменять конфигурацию под шесть или восемь человек и так далее. В этом и заключается унификация", — отметил эксперт.
Конструкторское бюро также представило проекты лоцманских судов: многофункциональное судно-буксир (проект ЛС005Б) длиной 20,5 метра с тягой на гаке около 20 тонн и судно повышенной мореходности (проект ЛС007) длиной 30 метров, рассчитанное на доставку 12 лоцманов при волнении моря до 6 баллов.
Ещё одна премьера — гибридная яхта длиной 43 метра с энергетической установкой на газу и накопителях электрической энергии отечественного производства. По расчётам разработчиков, в режиме автономного хода судно может работать до 1 тыс. миль, а использование газа позволяет сократить затраты вдвое по сравнению с дизелем и снизить выбросы практически до нуля.
Взаимная польза
Кроме проектной деятельности "Алмаз" активно развивает сотрудничество с вузами. На "Неве 2025" бюро и Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова подписали соглашение о расширенном партнёрстве.
Документ предполагает реализацию совместных научно-образовательных программ и максимально практическую вовлечённость студентов: практика проходит на реальных проектах бюро, а педагоги повышают квалификацию в области цифрового проектирования прямо в стенах КБ.
В свою очередь, инженеры "Алмаза" получают доступ к учебной базе университета — аэродинамической трубе, опытовому бассейну и специализированным тренажёрам. Таким образом, компания не только создаёт новые суда, но и вкладывается в подготовку специалистов, что критически важно для долгосрочного развития отрасли.
АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" основано в 1949 году, входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
Бюро специализируется на проектировании скоростных катеров, противоминных и патрульных кораблей, судов на воздушной подушке, научно-исследовательских и спасательных судов, а также плавдоков и судов для Арктики. За свою историю "Алмаз" разработал более 26 тыс. кораблей и судов, построенных в 40 странах мира.
Высокими темпами
В приветственном слове к участникам выставки "Нева 2025" министр промышленности и торговли Антон Алиханов отметил, что нынешний год наглядно демонстрирует высокий темп развития отрасли (только за первое полугодие 2025 года предприятия передали заказчикам 47 судов). А также подчеркнул важность ещё более амбициозных задач на будущее, сформулированных в национальном проекте по обеспечению транспортной мобильности страны.
“
"Постепенно выходят в серийное производство новые узлы, агрегаты и системы, которые раньше в России не выпускались. Сейчас уже более 30 российских предприятий выходят на стадию серийного производства. И Минпромторг России, в свою очередь, ведёт системную работу, направленную на эффективное решение этих задач, и оказывает предприятиям как финансовую, так и нефинансовую поддержку", — подчеркнул Алиханов.
Выставка "Нева 2025" проходила в Петербурге с 23 по 26 сентября. В этом году на её площадках собралось более 700 экспонентов и свыше 30 тыс. посетителей. В деловой программе нашлось место обсуждению вопросов господдержки судостроения, строительства ледокольного флота, а также развития мультимодальных хабов и кадровой политики отрасли.