Навязать больше не смогут: дополнительные защитительные меры потребителей

Проблема навязывания потребителю дополнительных товаров, работ и услуг за отдельную плату наконец-то решена во всех сферах потребительских правоотношений на законодательном уровне.
7 апреля 2025 г. принят Федеральный Закон № 69-ФЗ, который внес изменения в ст. 16 Закона "О защите прав потребителей".
"Указанная проблема остро стояла на протяжении многих лет" – отмечает адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов "Династия" Татьяна Григорьева. Еще в 2023 г. Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что применение в отношении потребителей манипулирования и угроз воздействует на их волю, заставляет заключать дополнительные договоры на невыгодных условиях и нарушает принцип свободы договора. Судами и Роспотребнадзором неоднократно предпринимались попытки выработать подход, который мог бы защитить потребителей от навязывания дополнительных услуг и товаров, и пресечь "автоматические" согласия на их приобретение.
Ранее законодатель предпринимал попытку защитить интересы потребителя, однако коснулось это только проблемы навязывания услуг страхования в конкретных случаях.
Закон "О защите прав потребителей" уже содержал запрет на взимание платы за дополнительные услуги/товары без письменного согласия потребителя. Также закон запрещал отказывать потребителю в приобретении товара в случаях, когда он не соглашался на дополнительные услуги.
С 1 сентября 2025 г. статья 16 Закона "О защите прав потребителей" дополняется пунктом 3.1, который значительно расширяет права потребителя и предоставляет ему большую защиту от навязывания товаров или услуг.
Теперь получения формального согласия от потребителя будет недостаточно. Впредь продавцу запрещено проставлять отметки о согласии на получение дополнительных услуг или товаров, или каким-либо иным образом за потребителя выражать такое согласие. Например, продавая авиабилеты через онлайн-сервис, агрегатор не сможет по умолчанию проставлять "галочки" напротив услуг (страхования, питания, смс-оповещения и так далее) – именно потребитель должен будет выбрать необходимые дополнительные услуги.
По новым правилам взимать плату за дополнительные услуги, работы или товары без четко выраженного согласия потребителя будет незаконно. Включение же в условия договора недопустимых положений будет являться незаконным, а сами положения – ничтожными. Потребитель получает право отказаться от оплаты навязанных услуг, либо потребовать возврата денежных средств.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.