Сотрудничество с вузами стало стратегически важным для российского бизнеса

Автор фото: Агентство "Москва"
Автор фото: Агентство "Москва"

Перед университетами стоит задача превратить науку в коммерческий продукт, выполняя заказы от предпринимателей. Несмотря на очевидные успехи, вузам придётся перестроиться под скорость бизнес-процессов.

Государство активно стимулирует вузы зарабатывать на научных исследованиях. Стратегия научно–технологического развития РФ предполагает, что к 2035 году уровень частных инвестиций в науку должен быть не ниже бюджетных вливаний. Количество заказов от бизнеса становится одним из показателей эффективности университетов.
Это направление поддерживает и гос­программа "Приоритет-2030", стартовавшая в 2021 году. По подсчётам Минобрнауки, за 3 года её реализации число научно-технологических проектов в вузах-участниках выросло более чем вдвое — с 3200 до 7100. Университеты привлекли свыше 191 млрд рублей из внебюджетных источников, что свидетельствует о растущем интересе бизнеса к научным разработкам.
Например, только в 2023 году вузы Петербурга получили за научные исследования и разработки 20,4 млрд рублей, причём бюджетные поступления составили лишь треть этой суммы.
Запрос от бизнеса на прикладные исследования демонстрирует значительный рост за последние 3–5 лет, констатируют в высшей школе. Потребность в новых технологиях и разработках обострилась на фоне санкционного давления.
"Мы наблюдаем качественное изменение характера этих запросов в сторону более глубоких, технологически сложных исследований, особенно в области искусственного интеллекта, анализа данных и цифровой трансформации. Сегодня от нас ожидают не только качественных исследовательских результатов, но и максимально быстрого внедрения этих результатов в практику", — говорит заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Лариса Цветкова.
По её словам, университет выстроил прочные партнёрские отношения с ведущими компаниями России, включая технологических лидеров ("Ростелеком", VK, "Яндекс", "Газпром Нефть", "Сбер"), IT-компании (OZON, cloud.ru, 1C), финансовые институты (Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, БСПБ) и госкорпорации ("Роскосмос", "Росатом"). Вуз последовательно увеличивает объёмы финансирования научно-исследовательской деятельности, о чём свидетельствует положительная динамика: рост за 2024 год составил 67%.
В новых условиях сотрудничество с вузами становится для бизнеса экономически целесообразным.
"Сначала перед компаниями стояла задача по обеспечению технологической независимости, импортозамещению. В последний год мы переориентировались на технологическое лидерство, то есть создание технологий и продуктов, которые по своим характеристикам должны превышать зарубежные аналоги. В условиях быст­рых изменений рынка компаниям более выгодно работать с университетами, чем создавать внутри полный замкнутый цикл. Помимо технологических решений при правильно выстроенном взаимодействии с вузами компании получают специалистов с высоким уровнем подготовки, которые готовы "с колёс" встраиваться во внутренние процессы", — отмечает ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
Причём это всегда долговременное и взаимовыгодное стратегическое взаимодействие. В ИТМО заключают рамочные соглашения с горизонтом минимум на пять, а иногда и на 10 лет.

Кто заинтересован

Наиболее активно в вузовские исследования инвестирует бизнес в сферах IT, телекома и промышленности. Главный запрос — на разработки в области искусственного интеллекта.
"По опыту МФТИ, наибольший интерес — у банков, логистических компаний и IT-компаний к научным исследованиям в компьютерных науках (computer science), связанных с математикой, алгоритмами, коммуникациями на базе IT и ИИ и кибербезопасности. Последнее время значительно вырос интерес к математическому моделированию у производственных компаний из реального сектора экономики, связанный с импортозамещением ПО и оборудования западных производителей. Есть большой интерес к научным исследованиям у ведущих китайских компаний", — отмечает руководитель проектного офиса ФПМИ МФТИ Михаил Матвеев.
Обращаются к вузам и представители финансового сектора, говорит глава Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский.
"Банк или брокер может совместно с институтом изучать такой вопрос, как оптимальный способ исполнения заявки на покупку большого количества акций или облигаций. Такие практико-ориентированные исследования не только приносят бизнесу прямую выгоду, но и формируют внутри компании среду, в которой инновации рождаются значительно чаще. Поэтому сотрудничество с научными учреждениями становится важным элементом стратегии развития", — подчёркивает эксперт.
Специалисты экономического факультета РУДН реализуют десятки прикладных исследований в области социально–экономического развития территорий, оценки инвестпроектов, маркетинга, экономико-математического моделирования, финансового анализа, цифровой экономики, институционального прогнозирования, устойчивого развития и зелёной трансформации, а также анализа рынков и потребительского поведения по заказу госструктур и корпораций. Замдекана факультета по науке Александр Чуприн приводит в пример проекты для министерства энергетики РФ, X5 Retail Group, департаментов транспорта и экологии Москвы, региональных правительств и центров.
"Наибольший спрос на исследования сегодня концентрируется в трёх ключевых областях: искусственный интеллект, информационные технологии и исследования для государственного управления и общества", — утверждает Лариса Цветкова.
Эксперт добавляет, что в сфере искусственного интеллекта и медицины особенно востребованы разработки, подобные проекту лаборатории био- и хемоинформатики в НИУ ВШЭ. Учёные с помощью ИИ и компьютерного моделирования создают прототипы новых лекарств, что позволяет тестировать до миллиона химических соединений в неделю. Лаборатория уже достигла значимых результатов в сотрудничестве с Первым медицинским университетом Санкт-Петербурга, разработав эффективные молекулы для лечения острого миелоидного лейкоза. Сейчас ведутся исследования по созданию новых антибиотиков, противовирусных препаратов и лекарств против диабета. В ближайшее время учёные питерской Вышки вместе с коллективом Университета Цзясин (Китай) займутся созданием новой стратегии лечения внепечёночной холангиокарциномы — трудно поддающегося хирургическому лечению рака желчных протоков. В петербургской лаборатории будет проведён весь комплекс моделирования и расчётов новых соединений. В лаборатории Михала Хегера (Китай) расчёты будут проверяться в "мокрой лаборатории": соединения синтезируют и протестируют in vitro, а затем на животных.
В области применения ИИ в здравоохранении активно развивается проект создания системы поддержки принятия врачебных решений. Сергей Кольцов, представляющий Лабораторию социальной и когнитивной информатики, планирует разрабатывать решение на основе искусственного интеллекта для медицинской сферы. В частности, он будет создавать систему — помощника для врачей, которая будет анализировать входящие медицинские данные пациентов и помогать принимать решения о необходимости лечения.
Проект реализуется совместно с ФГБУ "СПб НИИ ЛОР" Минздрава России. Система будет анализировать медицинские документы пациентов, включая результаты анализов, КТ и другие данные, и давать рекомендации врачам относительно особенностей случая и целесообразности лечения пациента в данном учреждении.

Стоимость и рентабельность

Прейскурантов стоимости научных исследований в открытом доступе нет. Как поясняют в вузах, цена работы учёных варьируется в зависимости от сложности задачи, размера команды, сроков выполнения и других фактов.
Вилка может быть очень широкой. Научно-исследовательские работы, выполненные специалистами экономического факультета РУДН, охватывали бюджеты от 5 млн до 15 млн рублей, рассказал Александр Чупин.
Сроки исполнения тоже вариативны. В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург рассказали, что работают с широким спектром проектов: от объёмных долгосрочных исследований до точечной аналитики, которая может быть выполнена в сжатые сроки.
"Благодаря гибкой структуре организации исследований и высокой квалификации наших учёных мы можем предложить оптимальное соотношение сроков, качества и стоимости для каждого конкретного запроса от бизнеса или государственных структур", — поясняет Лариса Цветкова.
Разработки в области искусственного интеллекта в ИТМО могут занимать от 4 месяцев.
"Средний "чек-лист" — в районе 10 месяцев. Иногда время, затраченное на получение результата стандартным подходом, мы сокращаем на десятки процентов или даже в разы. Другие вузы, если к ним придёт компания со схожим запросом, должны будут либо разработать свою фундаментальную модель, что крайне сложно и требует серьёзного уровня экспертизы, либо прийти за нашей. При этом сроки будут значительно отличаться", — уточняет ректор университета Владимир Васильев.
Рентабельность продуктов в вузах часто рассчитывается исходя из трудозатрат на почасовой основе. "Доля общих затрат университета к затратам лабораторий может доходить до половины стоимости проекта", — говорит Михаил Матвеев, руководитель проектного офиса ФПМИ МФТИ.
Второй вариант предусматривает лицензирование ПО и/или комплексного наукоёмкого продукта и может служить основным источником дохода вуза от реализации объекта интеллектуальной собственности.
"Ведущие государственные вузы обладают материально–технической базой достаточно высокого уровня, чтобы сократить статью расходов на оборудование. Поэтому фактически финансируются только привлекаемые человеческие ресурсы", — отмечает завкафедрой бизнес-информатики факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при правительстве РФ Елена Васильева.

Критерии выбора

По словам Михаила Матвеева, компании смотрят на три основных критерия: 1) наличие научных лабораторий и их укомплектованность кадрами; 2) научные компетенции в области исследования, подтверждённые публикациями и соответствующими РИД, и 3) успешные проекты НИР/ОКР.
"Компании предпочитают работать с вузами, у которых есть проектные офисы, для минимизации рисков научных проектов и большей прозрачности коммуникации", — подчёркивает эксперт.
В университете должна быть ­команда, способная реализовывать подобные исследования, состоящая как из преподавателей, так и из студентов", — считает Илья Иванинский. Дополнительно вуз должен обладать либо внутренней междисциплинарностью — иметь экспертов из различных профессиональных областей, либо иметь доступ к широкой сети внешних специалистов и уметь их оперативно подключать к проекту.

Бизнес-процессы

Но кроме репутации вуза и наличия профильных направлений предпринимателям важна способность университетов оперативно реагировать на запросы и готовность в короткие сроки интегрировать полученные научные достижения в реальные продукты, отмечает заместитель гендиректора по созданию продуктов и развитию производства компании "Мобиус Технологии" Александр Тригуба. Компания сотрудничает с такими вузами, как Российский технологический университет, Высшая школа менеджмента СПбГУ, Финансовый университет при правительстве РФ. Партнёры совместно работают над созданием гибридных учебных классов на базе смарт-панелей, IT-лаборатории для студентов и оценки их компетенций на базе ИИ.
"Важно, чтобы обе стороны разделяли ценности и темп развития. К сожалению, не все вузы обладают необходимой гибкостью — иногда это связано с особенностями их организационной структуры или исторически сложившимися подходами к управлению", — указывает Илья Иванинский.
Неготовность высшей школы к бизнес-скоростям признают и в самих вузах. Об этом говорится в докладе Счётной палаты об итогах реализации программы "Приоритет-2030".
"Руководители университетов… соглашаются с тем, что являются "неповоротливыми" партнёрами для предпринимателей из-за длинной цепочки принятия решений", — указали в контрольном ведомстве.
"Мы видим интерес вузов к выполнению заказных работ с грантовым методом финансирования научных изысканий в виде исследований давно знакомой конкретной научной группе темы в плане применимости к задачам корпоративного заказчика. Чаще всего корпорации пользуются налоговым вычетом, уменьшая прибыль на расходы по ниокровским статьям, и довольно быстро (речь идёт о решениях в пределах 1–3 лет) и дёшево "добегают" до результата "продолжать исследование" или "списать на затраты", — рассказал "ДП" основатель инвестбутика SPB Founders Виталий Янко.
По словам предпринимателя, до опытно-конструкторских разработок доходит небольшое число групп из университетов и аффилированных НИИ, поэтому при "горящих" сроках проектов (полгода–год) бизнес обычно ищет невузовских подрядчиков.

Альтернативы вузам

Самой распространённой альтернативой являются внутренние продуктовые подразделения (акселераторы) и даже отраслевые НИИ в компаниях с государственным участием, а также внешние компании и даже старт­апы с инновационными продуктами, говорит Михаил Матвеев.
Впрочем, эти институты уступают высшей школе прежде всего в кадровом вопросе.
"Альтернативой вузам могли бы стать частные R&D-центры (Research and Development), но они не дают доступа к свежим кадрам и междисциплинарным исследованиям", — отмечает Александр Тригуба.
Многие проекты, связанные с улучшением цифровых сервисов, качества услуги или созданием инновационного продукта, требуют проведения UX-исследования, а это предполагает целый ряд глубинных интервью, опросов или анкетирования, проведение Usability-тестов, напоминает Елена Васильева.
"Вуз не только обладает достаточным количеством учёных, которые на высоком квалификационном уровне готовят для исследовательской команды теоретический задел, но и предоставляет те самые "рабочие руки" студентов-тестировщиков", — обращает внимание эксперт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.