В 2024 году рынок онлайн-досок в России продолжает демонстрировать значительный рост, активно интегрируясь в образовательную и бизнес-среду. К началу года его объём вырос до 2 млрд рублей, и российские компании продолжают увеличивать свою долю.
На конец 2021 года на отечественном рынке наибольшей популярностью пользовались предложения зарубежных компаний (онлайн-доски Miro, Mural и FigJam). Так, только сервис Miro в России имел выручку в размере 1 млрд рублей. При этом в период пандемии онлайн-доски стали неотъемлемой частью рабочего процесса, ускорив процесс глобальной цифровизации и более совершенных решений в этой сфере. В 2022 году стал высоко актуальным запрос на отечественное программное обеспечение среди представителей крупнейших ИТ-компаний России.
Наибольшим спросом данные инструменты пользуются у проектных и продуктовых команд, Agile и Scrum-специалистов, маркетологов, дизайнеров и архитекторов бизнес-процессов. Они являются конечными пользователями — и для них онлайн-доски являются незаменимым инструментом совместной работы: визуализации и хранения данных, описания рабочих процессов, организации встреч и проведения мозговых штурмов.
В связи с этим рынок онлайн-досок продолжает демонстрировать устойчивый рост и позитивную динамику. Кроме того, растёт интерес к тестированию отечественных продуктов: Pruffme, Jespo (МТС-Линк), Эсборд, — которые за последний год продемонстрировали значительные улучшения в качестве и производительности. К таким выводам пришли эксперты компании Pruffme, которая одной из первых на отечественном рынке онлайн-досок провела глубокое CustDev-исследование (исследование потребностей клиента — Ред.).
Что интересно пользователю
В исследовании приняли участие более 100 компаний, представляющих различные отрасли. Наиболее активными пользователями продукта являются: IT-компании, банки, сфера недвижимости, государственные вузы, частные бизнес-школы и образовательные онлайн-платформы. Данные от этих организаций и составили основу для выборки. Размеры команд были самыми разными, но большинство респондентов (83%) представляли небольшие компании с численностью сотрудников до 50 человек.
Среди основных сценариев использования онлайн-досок в России эксперты выделили следующие: ретроспективы; мозговые штурмы; визуализацию процессов; построение схем — таких, как Customer Journey Map (CJM), интеллект-карты (MindMap), дорожные карты (Roadmap) и блок-схемы (Flowchart). Кроме того, выяснилось, что наряду с данным продуктом компании применяют платформы для видеоконференций (Zoom, Google Meet и Яндекс.Телемост), а также инструменты для организации работы (например, Confluence и Notion) и таск-трекер Jira (50% респондентов).
Исследование показало, что 65% опрошенных команд предпочитают облачные решения, экономя ресурсы: такие варианты не требуют значительных капитальных вложений — и при этом позволяют бизнесу оперативно реагировать на изменения и оптимизировать процессы. В то же время 22% участников сообщили о заинтересованности в коробочном решении. По данным специалистов Pruffme, выбор часто зависел от размера команды, поскольку установка on-premise решений, которые функционируют на собственных серверах, требует финансовых затрат. Общий вывод подтверждает тренд последних лет: в современных условиях крупные компании стремятся к контролю и управлению своими данными, и это особенно актуально для организаций с высоким уровнем конфиденциальности.
Так, вопрос влияния информационной безопасности (ИБ) и службы безопасности (СБ) на принимаемые решения оказался особенно острым для банковской сферы (высокий уровень — в 80% случаев). В IT-компаниях мнения разделились: 48% участников отметили, что ИБ и СБ не влияют на выбор, в то время как 36% подтвердили, что процедура согласования с данными службами необходима. По мнению экспертов, в данном вопросе также важны новые возможности для развития и роста игроков рынка онлайн-досок: надёжные решения по защите данных и соблюдению норм безопасности позволят формировать доверительные отношения с клиентами.
Что предлагает рынок в России
Исследование показало, что 68% респондентов не знакомы с альтернативами Miro, в то время как остальные участники упомянули о следующих российских решениях: Pruffme, sBoard, Холст и Jespo. Таким образом, несмотря на рост интереса к отечественным продуктам, Miro пока остаётся лидером на рынке, однако пользователи сталкиваются с рядом проблем, связанных с обслуживанием сервиса. Наиболее значительными являются сложности с оплатой и ограничения бесплатного тарифа (например, на количество досок и функционал). Также респонденты отметили технические проблемы: медлительность работы при большом количестве объектов и участников и неполадки при экспорте в PDF.
При этом, 7 из 10 респондентов готовы перейти на предложения от российских игроков рынка. Среди основных факторов, способных подтолкнуть компании к переходу, эксперты выделяют: политические и законодательные изменения, полную блокировку зарубежных сервисов, а также наличие конкурентоспособных решений с высоким функционалом и удобным интерфейсом. Однако средний уровень готовности к переходу на отечественные решения также указывает на некоторые опасения, связанные с возможными изменениями для компании. Это подчёркивает необходимость разработки чёткой стратегии перехода, включая информационную поддержку и обучение сотрудников, отмечают эксперты.
Кроме того, каждая отрасль предъявляет свои уникальные требования к онлайн-доскам и задачам, которые должен решить продукт — что подчёркивает необходимость адаптации функционала под специфические нужды пользователей. Также для улучшения общей эффективности рабочих процессов требуется интеграция с другими популярными инструментами.
По данным игроков рынка, переход на отечественные решения всё ещё вызывает опасения, связанные с адаптацией, потерей данных и отсутствием привычных инструментов. На текущий момент наибольшую ценность для пользователей онлайн-досок представляют интуитивно понятный интерфейс, разнообразные и полезные шаблоны, высокая производительность и возможность качественно экспортировать и импортировать данные.
Сложившаяся ситуация на рынке создаёт прекрасные возможности для более активного продвижения отечественных решений и позволяет акцентировать внимание на их преимуществах и возможностях, которые могут стать ответом на текущие вызовы пользователей, уверены эксперты. При этом повышение культуры работы с онлайн-досками внутри команд может значительно улучшить взаимодействие и общую продуктивность. Рост интереса к таким продуктам, улучшение и адаптация под запросы пользователей создают благоприятные условия для их дальнейшего внедрения и популяризации в различных сферах деятельности.