Запрет на вывоз бензина из РФ может нормализовать внутренний рынок за месяц, но остаётся неясным, как не допускать дефицита топлива в дальнейшем.
Российское правительство всё-таки решилось на крайние меры для стабилизации внутренних цен на нефтепродукты, которые стремительно росли последние месяцы, и с 21 сентября временно запретило экспорт бензина и дизельного топлива. Соответствующее постановление за подписью премьер-министра Михаила Мишустина опубликовано на сайте Кабмина.
Несмотря на обозначенный временный характер заграждений, их срок в документе не прописан. Также указывается, что горючее разрешается вывозить с территории РФ в рамках межправительственных соглашений, для оказания гуманитарной помощи иностранным государствам, для обеспечения нужд вооружённых сил за рубежом, для поставок в Абхазию и Южную Осетию или в личных целях. Запрет не распространяется на перевозки, идущие транзитом через территорию РФ, на партии, отправляемые для снабжения Байконура и Шпицбергена или уже помещённые под таможенные процедуры до вступления в силу постановления.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) моментально отреагировала на запрет сжатием котировок нефтепродуктов. Индекс бензина Аи–92 на европейском базисе к окончанию основной сессии 21 сентября упал на 5,74%, до 61,883 тыс. рублей за 1 тонну, Аи–95 — на 3,97%, до 66,521 тыс. рублей за 1 тонну. Летнее дизельное топливо подешевело на 2,15%, до 71,869 тыс. рублей за 1 тонну.
Стоит отметить, что на фоне слухов о готовящихся мерах оптовые цены на топливо стремительно опускались с начала текущей недели. К вечеру 21 сентября по отношению к значениям 15-го числа 92-й бензин подешевел на 12,23%, 95-й — на 12%, а летний дизель — на 4,22%.
В краткосрочной перспективе принятые российским правительством меры окажутся эффективны, считает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, так как они способны быстро создать профицит топлива на внутреннем рынке, который приведёт к падению цен.
С похожим мнением выступает и старший аналитик "БКС Мир Инвестиций" Рональд Смит. "Из-за ограничения экспорта спрос на отечественную продукцию на оптовом уровне должен сократиться, что приведёт к снижению цен. Похоже, цены на СПбМТСБ несколько упали — возможно, процесс уже начался", — полагает эксперт.
С другой стороны, остаётся непонятным, как отрасль будет адаптироваться в долгосрочной перспективе и какими рычагами правительство не допустит следующего топливного кризиса (говорить о том, что государству никак не стоит вмешиваться в рыночные процессы, в данном случае бессмысленно).
Слишком продолжительный запрет на экспорт нефтепродуктов в свою очередь может привести к затовариванию внутри страны, отмечает Сергей Кауфман. "Россия производит значительно больше бензина и тем более дизеля, чем потребляет. На этом фоне для стабилизации ситуации достаточно ограничений даже на месяц. В то же время после их отмены предстоит придумать новый надёжный механизм сдерживания внутренних цен, который будет гарантировать отсутствие дефицита внутри страны без чрезвычайных мер", — считает специалист.
Отметим, что розничный рынок, как правило, реагирует на биржевую динамику с задержкой, поэтому в ближайшие дни ценники на заправках не опустятся, но вполне могут по прошествии нескольких недель.
По данным Росстата, к 18 сентября бензин и дизель в стране подорожали на 9,4% по отношению к концу декабря 2022-го при официальной инфляции с начала года чуть выше 4%.