Ищите снегоступы: Петербург с опозданием получит новые машины для зимней уборки

Автор фото: Сергей Ермохин
Вероятно, не вся заказанная техника успеет прибыть в город до первых снегопадов.

Задержки подрядчика и разбирательства ФАС могут оставить Петербург без половины новой техники для чистки улиц в разгар зимы.

По крайней мере часть машин для уборки улиц, приобретаемых в рамках программы обновления коммунальной техники Петербурга, уже точно поступит в городские службы с опозданием. В системе госзакупок 28 августа появилось допсоглашение к контракту стоимостью 698,7 млн рублей между СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (ЦКБ) и ООО "Авто поставка". Согласно правкам, крайний срок получения заказчиком первой партии — восемь из 38 комбинированных машин с подметально-вакуумным оборудованием — сдвигается с 31 августа текущего года почти на 2,5 месяца — до 10 ноября. Три остальных этапа, по итогам которых должны поступить по 10 единиц техники, переносятся не так сильно. Второй — на 47 дней, с 30 сентября на 16 ноября, третий — на 3 недели, с 31 октября на 22 ноября. Финальная приёмка, как и планировалось изначально, произойдёт до конца осени.
С августа 2020–го "Авто поставку" возглавляет Игорь Васильев, он же в конце декабря того же года стал её единственным собственником. Примечательно, что Васильев с июля 2016–го по конец января 2022–го также возглавлял ООО "Меркатор Санкт-Петербург" — региональную "дочку" крупного игрока на рынке коммунальной техники ООО "Меркатор Холдинг".
В ноябре 2021 года ООО "Меркатор Санкт–Петербург" сменило название на ООО "Сервисные решения", а в декабре того же года, согласно СПАРК, структуры "Меркатора" вышли из уставного капитала фирмы. В середине августа этого года "Сервисным решениям" достался контракт ЦКБ на пять уборочных машин суммарной стоимостью 102,6 млн рублей.
В пресс-службе "Меркатор Холдинга" пояснили "ДП", что на сегодняшний день компания никак не относится к "Сервисным решениям". С ООО "Авто поставка" холдинг связан договором на поставку техники, выпускаемой ООО "Автомастер".
При этом "Меркатор" активно занимает петербургский рынок напрямую. В конце мая "ДП" рассказывал, что Федеральная антимонопольная служба по жалобе ульяновского ООО "СИМАЗ" приостанавливала два тендера ЦКБ на приобретение более 100 уборочных машин совокупной начальной ценой почти 1,6 млрд рублей. Согласно позиции СИМАЗа, при проведении конкурсов оказались нарушены принципы конкуренции, так как предъявленные заказчиком технические требования дословно повторяют характеристики машин "Меркатор Холдинга", что отрезало от участия в торгах другие компании.
Представитель ЦКБ в ходе заседания, на котором рассматривалась жалоба, опровергал обвинения, заявляя, что под опубликованные параметры подходят товары по меньшей мере двух производителей, один из которых высказался о готовности взяться за оба заказа. Петербургское УФАС нарушений в конкурсе не нашло, жалобу признало необоснованной, а "Меркатор Холдинг" получил оба контракта.
Но разбирательство дошло до ФАС России, которая не согласилась с выводами регионального управления. Соответствующее решение размещено на портале госзакупок 12 сентября.
Ведомство направило запросы региональной "дочке" "Меркатора" ООО "Меркатор Калуга", АО "Кургандормаш" и АО "Тосненский механический завод" с просьбой подтвердить соответствие технических характеристик их продукции конкурсной документации. Из всех компаний только калужская площадка "Меркатора" выразила готовность взяться за поставки, на основании чего федеральный регулятор признал, что ограничение конкуренции всё–таки было.
"В суд подано два заявления о признании недействительными решений УФАС Санкт–Петербурга, там же будет заявлено требование о расторжении контрактов, заключённых с ООО “Меркатор Холдинг”", — сообщает представитель ООО "СИМАЗ", добавляя, что компания намерена принять участие в новом конкурсе, если он будет объявлен в соответствии с законодательством.
В "Меркатор Холдинге" говорят, что не занимались формированием правовой позиции относительно обжалования решений ФАС. "В настоящий момент приоритетным для нас является исполнение заключённых контрактов", — объясняют в компании.
Таким образом, если контракты всё-таки разорвут через суд, то ЦКБ окажется в неловком положении, так как к разгару зимы городские дорожные предприятия, скорее всего, останутся почти без половины из 265 единиц новой техники, появление которой уверенно обещали в Смольном в течение всего года. "ДП" направил запрос в городской комитет по благоустройству.