Динамика внутреннего туризма: в гостиничном рынке открылись новые тренды

Автор фото: Timofei Ryazanov/unsplash
Калининградская область, посёлок Янтарный
Сфера гостеприимства в последние годы получила в России сильнейший импульс к развитию, что означало не только новые возможности, но и вызовы. Отельеры в различных регионах подтверждают, что рынок значительно изменился.
Множество небольших городов и поселений, находящихся вдоль федеральных трасс столкнулись с огромным наплывом путешественников, в том числе на собственных автомобилях. Для многих посещение за одно путешествие нескольких городов стало прекрасной возможностью воспользоваться услугами местных отелей, сказала "ДП" руководитель гостиничного направления Представительства ФРиО в Санкт-Петербурге Ольга Миротина.
По данным Росстата, за первое полугодие 2023 года доходы гостиничного бизнеса в России выросли на 27% год к году и составили 339,6 млрд рублей. Заполняемость объектов также увеличилась — почти на 15%: если в 2022 году в коллективных средствах размещения останавливались 30,6 млн человек, то в 2023-м — 35 млн.
По оценкам аналитиков, стимул к такому прорыву дала значительная переориентация турпотоков с внешнего на внутренний рынок. При этом в целом по стране загрузка гостиниц выросла на 18,5%.
Автор: Alex Jumper/unsplash
Популярностью пользуются не только крупные отели, но и гостиницы с небольшим номерным фондом, который дает возможность управляющим и собственникам бизнеса показать высокий уровень стандартов работы, говорит Ольга Миротина.
Все объекты должны проходить обязательную классификацию и гости, бронируя отели на различных сервисах могут подобрать наиболее подходящий вариант размещения. Участники рынка также подтверждают, что сегодня большую часть сегмента занимают индивидуальные бронирования.
Такая возможность очень востребована, людям нравится просто и спокойно планировать свою поездку. Тренд будет усиливаться во всех направлениях, включая городские и загородные отели, а также санатории.
Топовыми направлениями организованного туризма, по оценкам экспертов, по итогам 2023 года станут Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, Ярославская, Владимирская, Тюменская, Тверская области, республики Карелия и Татарстан, Калининград.
"Направления, которые до определённого момента не пользовались популярностью среди туристов, теперь стали привлекательными для путешествий. Зачастую на повышение интереса к локации влияет появление в городе крупного отеля — прекрасным примером может послужить Каспийск, куда AZIMUT Hotels зашел в 2022 году", — говорит генеральный директор сети Максим Бродовский.
Собственную работу компания начала 17 лет назад с одной гостиницы в Самаре, за следующие два года под этим брендом объединили семь отелей в пилотном городе, Уфе, Костроме, Петербурге, Владивостоке, Астрахани и Мурманске. Сейчас в сеть входят 45 отелей и 20 санаториев в 40 городах страны. В планах на нынешний год — увеличить количество отелей примерно на 20%, то есть добавить 10–12 активов.
Владивосток
Автор: Sung Shin/unsplash
При этом приоритетным направлением являются не города-миллионники в центральной части страны, а именно отдалённые регионы: у них огромный экономический потенциал.
Так, очень много может дать туристический рынок Дальнего Востока, эксперты прогнозируют его скорое возвращение к доковидным показателям. Сейчас компания реконструирует гостиницу "Амурский Залив" во Владивостоке — это уникальное здание, построенное в 80-х годах прошлого века, открывает эффектный вид на Амурский залив. Сам отель построен как корабль, а часть задней стены здания — это скала.
Значительный интерес представляет проект горнолыжного кластера в Шерегеше в Кузбассе: поскольку здесь более длинный сезон и более снежный климат, этот курорт имеет шансы превзойти показатели даже горного кластера в Сочи.
Чтобы содействовать становлению зимнего курорта в этом регионе, необходимо создавать и развивать гостиничный сектор, при этом не ограничиваясь только отелями. В AZIMUT уверены, что природные условия позволяют создать разнообразие форм досуга, включая рестораны, СПА-комплексы, термальные комплексы и новые местные достопримечательности.
Сергиев Посад
Автор: Maria Krasnova /unsplash
Примером удачного использования природных ресурсов в сфере гостеприимства можно считать новый санаторий "Буран" рядом с Сергиевым Посадом — уютные бунгало в сосновом лесу. Уже на второй уикенд после открытия место получило загрузку на 100%, были распроданы абсолютно все номера.
Как выяснилось, возможность жить в домиках в лесу и пользоваться услугами санатория имеет просто фантастический спрос: когда можно находить точки соприкосновения с властями на местах, внутренний туризм становится точкой развития региона.
В целом прогноз развития внутреннего туризма в 2023 году зависит от общей обстановки в мире, считают в компании. Такие направления как активный туризм, культурно-познавательный, гастрономический, промышленный — показывали хорошую динамику и в 2022, и в 2023 годах, и в дальнейшем продолжат вызывать живой интерес.
Сейчас оформляются новые направления и программы для путешествий, активно развиваются актуальные формы подачи турпродуктов. Представители отрасли повышают уровень клиентского сервиса. Поэтому ожидается, что общий показатель развития внутреннего туризма может увеличиться, при оптимальном сценарии, по итогам года на 10–15%.