За полгода в России заблокировали более 11 тыс. фишинговых псевдомаркетплейсов

Автор фото: Коньков Сергей
За первую половину 2023 года заблокировано свыше 11,4 тыс. фишинговых сайтов, которые мимикрировали под маркетплейсы. Об этом говорится в совместном исследовании компании F. A. C. C. T и Ozon. Людей заманивали ложными скидками и воровали данные их банковских карт.
Некоторые из заблокированных ресурсов обещали крупное вознаграждение за работу по продвижению товаров в интернете, но затем выманивали деньги у пользователей. Ещё одна схема продвигалась через соцсети и мессенджеры — реклама псевдопредложения о закрытых акциях и "мегарозыгрышах".
Как рассказали "ДП" в Fix Price, с сентября 2022 года по июль 2023–го они выявили и отправили на блокировку более 6 тыс. сайтов, которые мимикрировали под бренд компании. Наибольший всплеск появления фишинговых ресурсов наблюдался в сентябре и ноябре 2022–го, перед новогодними распродажами, а также в июне 2023 года. В случае обнаружения сайтов–подделок компания отправляла запросы в Роскомнадзор, а также регистраторам имён и хостингу для проверки и последующей блокировки ресурсов.
"Около года назад мы перевели эту работу в автоматический режим, подключив услуги подрядчика. Специальная платформа по защите бренда может выявлять и отправлять на блокировку поддельные ресурсы, имитирующие деятельность торговой сети с целью мошенничества, в реальном времени. Это экономит время и ресурсы", — рассказали в Fix Price.
Кирилл Мякишев, директор по информационной безопасности Ozon, замечает, что в 2023 году активность мошенников снизилась. "Во многом это стало возможно благодаря новым инструментам борьбы с ними, скорости блокировки таких ресурсов, а также осведомлённости пользователей о базовых правилах цифровой безопасности. Помимо этого, мы просим наших клиентов присылать подозрительные ссылки или фишинговые письма. При обнаружении мошеннического ресурса он блокируется в течение суток", — говорит он.
Максим Али, партнёр, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal, замечает, что у маркетплейсов есть товарные знаки, например название или логотип. Поэтому их использование в домене и в оформлении страницы будет нарушением.
"Вряд ли маркетплейсам есть смысл гнаться за злоумышленниками в надежде получить компенсацию. Наиболее вероятный сценарий — требовать блокировки фишинговых ресурсов и удаления их из рекламной выдачи. К слову, прокуратура могла бы заняться блокировкой фишинговых сайтов, поскольку её сотрудники регулярно выходят в суды с требованиями об ограничении доступа к различному противоправному контенту", — считает юрист.