Вышел в свет специальный проект ДП "Бизнес-прогноз"

Автор фото: Тихонов Михаил
Панорама Петербурга
О том, что наметили себе на 2023 год представители различных отраслей городской экономики, рассказывают журналисты "ДП". Подробности, возможно, самого громкого проекта по возрождению петербургского автокластера мы узнали от его автора — президента ГК "АвтоВАЗ" Максима Соколова. Также в проекте нашлось место планам федеральных законодателей, налоговым перспективам, а заодно и госзаказу: там по–прежнему, несмотря на кризис, много интересного.
Пожалуй, ещё никогда шутка о том, что лучший способ насмешить Бога — рассказать ему о своих планах, не была настолько актуальной. Уже почти год помимо геополитического, экономического, а кое–где и энергетического кризисов мы наблюдаем ещё один — кризис прогнозов. Особенно тяжело он переживается в нашей профессии. Если раньше эксперты стояли в очередь за возможностью прокомментировать ситуацию для солидного издания и поведать миру о своём видении развития событий, теперь получение таких комментариев превратилось в муку. Оно и понятно. Количество несбывшихся предсказаний диктует профессиональному прогнозисту единственно правильный сократовский ответ: "Я знаю, что я ничего не знаю".
Но есть и те, кто, даже находясь в уже привычном горизонте планирования от недели до двух, выбора не имеет и вынужден строить планы на будущее. В эту категорию попадают почти все читатели "ДП" — владельцы и управляющие бизнесами, от малого до крупного. У них нет возможности переждать непогоду, лечь на дно и осмотреться в отсеках. Шторм на паузу не поставишь. И как бы то ни было, нужно планировать жизнь компании. По забавному совпадению именно эти прогнозисты поневоле несут максимальную ответственность за достоверность своих допущений. Профессиональные эксперты всегда могут объяснить, почему не сбылось, и ничего не изменится. В бизнесе цена ошибки совершенно другая. Благодаря этому бизнес–планирование в текущих условиях кажется нам наиболее интересным и ценным с точки зрения информации. Традиционный январский взгляд в будущее посвящён именно ему.
Спойлер: самочувствие бизнеса, несмотря на все потрясения, нельзя назвать плохим. Это подтверждают и наши инсайды, и, например, исследование, недавно опубликованное HeadHunter. Крупнейшая в стране платформа онлайн–рекрутинга провела опрос об ожиданиях работодателей от 2023 года. Согласно его результатам, 78% респондентов смотрят в будущее с оптимизмом. 48% прогнозируют своему бизнесу стабильную ситуацию, 23% оценивают перспективы позитивно, а ещё 7% — крайне позитивно. На ответы "негативно" и "скорее негативно" пришлось всего 14%. Причём это как раз тот случай, когда средняя температура по больнице выглядит вполне релевантной. В шести группах, на которые исследователи разбили компании по численности сотрудников, суммарный "индекс оптимизма" колеблется в диапазоне от 70 до 85%.
Как указывает hh, 57% компаний, по данным опроса, планируют изменить или расширить свою сферу деятельности в 2023 году (из них 21% точно сделают это, 36% — скорее да, чем нет). Ещё у 29% таких планов нет, 14% затруднились ответить. Планы по изменению сферы деятельности больше свойственны небольшим компаниям: 76% со штатом 51–100 сотрудников и 69% со штатом менее 50. И, что самое любопытное, более половины опрошенных компаний предполагают в 2023 году увеличить численность персонала. Таких 57%, причём наиболее радужные планы у небольших и средних предприятий. Показательно, что о росте бюджетов на подбор чаще сообщают небольшие компании — рапортует HeadHunter.
Приведённые данные помимо своей прямой социологической ценности фиксируют ещё и настроение бизнеса. И, судя по всему, из двух моделей кризисного поведения, алармистской и мобилизационной, предпринимательское сообщество выбрало вторую. Бояться некогда — надо работать.