Как это делать при замороженных до июля 2024 года тарифах, пока непонятно.
Правительство Ленинградской области хочет прекратить выплачивать коммунальщикам разницу между экономически обоснованными тарифами и льготными, по которым услуги получает население. Реформу анонсировала пресс–служба администрации региона 19 января.
В 2022 году бюджет Ленобласти предусматривал выделение на покрытие межтарифной разницы 7 млрд рублей. Из них 5,4 млрд составляла сумма субсидий для теплоснабжающих организаций, ещё 1,6 млрд рублей направили компаниям, обеспечивающим население холодной водой. В бюджете на 2023 год общую сумму компенсаций урезали в 1,5 раза — до 4,41 млрд рублей.
Администрация Ленобласти обосновывает необходимость изменения сложившейся системы её неэффективностью. Расходы бюджета якобы постоянно растут, а коммунальщики, получая деньги, не торопятся модернизировать инфраструктуру. Муниципальные же власти не контролируют должным образом ремонтные программы на объектах ЖКХ.
При этом в разных поселениях области тарифы могут серьёзно разниться. Например, согласно информации комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, действующий тариф на тепловую энергию для потребителей в Лисинском сельском поселении установлен на уровне 1781,05 руб. / Гкал, а в Бугровском сельском поселении его значение достигает 2800 руб. / Гкал.
Ещё более широкая "вилка" — между экономически обоснованными и льготными значениями тарифов. В частности, для Усть–Лужского сельского поселения установлена ставка на тепловую энергию 2700 руб. / Гкал, тогда как "реальная" стоимость одной гигакалории тепла от некоторых поставщиков в районе превышает 19 тыс. рублей.
Иногда льготные тарифы в действительности такими не являются. Например, часть населения Заневского городского поселения платит за тепло более 2300 руб. / Гкал, тогда как значение экономически обоснованного тарифа на 14,4% меньше — 1992,85 руб. / Гкал.
Одним из результатов реформы должно стать выравнивание тарифов для жителей к уровню средних по области. Начать переход к новой модели губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поручил уже в середине 2023 года.
Но выравнивание тарифов предполагает, что где–то они будут уменьшаться, а где–то расти. В декабре прошлого года в Ленобласти уже повысили тарифы на 9% (а в некоторых муниципалитетах — на 11%). Следующий рост их значений, как многократно заверяло федеральное правительство, должен произойти не ранее 1 июля 2024 года.
Как разрешать вытекающее противоречие, пока непонятно, но администрация региона хочет усидеть на всех стульях. "Пока речь идёт о поручении разработать дорожную карту. Ленинградская область, безусловно, выполняет и будет выполнять федеральные требования и нормативы", — сообщили "ДП" в пресс–службе администрации области.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин предполагает, что в результате применения нового механизма вырастут тарифы там, где сейчас они низкие. Но проблема, по мнению эксперта, заключается в некомпетентности ответственных за отрасль кадров.
"Начинать надо со смены людей. Те, кто раньше не контролировал и не следил за ситуацией, не могут неожиданно начать всё это делать и что–то менять", — рассуждает Сергей Пикин.