Готовый бизнес и франчайзинг переориентировались на российские компании

Автор фото: vostock-photo

Популярны проекты, которые будут стабильны в условиях неопределённости.

Как подсчитали аналитики "Авито", на протяжении текущего года спрос на покупку франшиз в Петербурге вырос вдвое. В то же время готовый бизнес стали покупать в 1,5 раза чаще. Более высокие темпы роста спроса на франшизы в "Авито" связывают с изменением экономической ситуации, которая вывела в приоритет фактор стабильности.
Парадоксально, но в нынешних условиях инвестиции в покупку франшизы (в особенности если речь идёт о крупном сетевом предприятии) рассматриваются как более надёжный вариант капиталовложений, чем покупка готового бизнеса.

Дух времени

На данный момент топ–3 самых динамичных категорий по темпам роста спроса как в сегменте готового бизнеса, так и франшиз в Петербурге выглядит следующим образом: красота и уход (+54% год к году), автомастерские (+40%), отели и базы отдыха (+33%).
В Ленинградкой области показатели существенно скромнее. Спрос в период с января по ноябрь 2022 года в категории готового бизнеса и франшиз вырос на 32% год к году. В регионе самыми популярными сферами стали: общепит (+90% год к году), интернет–магазины и сайты, в том числе создание магазина на маркетплейсах (+61%), автомастерские (+55%), красота и уход (+52%).
Руководитель макрокатегорий "Готовый бизнес и франчайзинг" и "Оборудование для бизнеса" на "Авито" Илья Дудковский добавляет, что в регионах растёт спрос на франшизы и на готовый бизнес пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Это одна из самых быстрорастущих категорий сегодня на рынке, что объясняется активным развитием онлайн–торговли.
Он добавляет, что рост спроса в остальных категориях очевидным образом связан с экономической ситуацией и санкциями, которые повлияли на весь деловой климат в стране. Например, растущий интерес к инвестированию в готовый гостиничный бизнес связан с ограничениями на зарубежные поездки и взаимосвязанным ростом популярности внутреннего туризма. Параллельно с этим запуск различных поддерживающих госпрограмм стимулировал интерес к альтернативным видам путешествий, таким как активный отдых на природе, экотуризм или оздоровительные и спа–программы. На этом фоне не менее важным фактором остаётся совокупность капиталоёмкости и трудозатрат постройки гостиничного объекта с нуля.
Ключевым фактором роста спроса в категории автосервисов стало сокращение доступности и увеличение срока поставок оригинальных комплектующих производителями европейских и японских марок на российский рынок. Постепенный отказ автовладельцев от обслуживания у официальных дилеров в пользу других мастерских из–за дороговизны тоже подогревает интерес со стороны предпринимателей. Рост спроса на услуги мастерских, а также отсутствие формальных ограничений на работу с запчастями, поставляемыми по параллельному импорту, делает покупку готового бизнеса в этой сфере перспективным направлением для вложения капитала с быстрой окупаемостью.

Отдам в хорошие руки

Между тем не все аналитики согласны с таким видением ситуации. По мнению некоторых представителей рынка, спрос на готовый бизнес в Петербурге и Москве заметно снизился. А вот предложение вышло далеко вперёд. Сооснователь брокерской компании "Бизнес Бюро" Богдан Пастушенко говорит, что ситуацию усугубила начавшаяся в сентябре частичная мобилизация. В Петербурге и в столице более чем в 3 раза выросло количество предпринимателей, которые выставляли на продажу свой бизнес.
"Весь месяц после объявления частичной мобилизации к нам поступало много новых объектов в продажу — люди переезжали и старались быстрее передать свой бизнес. Даже в феврале такого бума не происходило, тогда рынок продавцов просто замер", — отмечает Пастушенко.
В этом году, по его словам, спрос вырос на различные виды производства. Предприниматели хотят наладить производство товаров, так как многие западные бренды ушли из страны и ниша освободилась. Но не всегда получается подобрать такой объект, так как производства довольно редко выставляются на продажу.
При этом он добавляет, что интерес покупателей к готовому бизнесу отнюдь не исчез. Но часто в этом году на последних этапах предприниматели решают отказаться от сделки и не вкладывать деньги из–за высокой неопределённости и нестабильности на рынке.
Но в "Авито" настаивают на релевантности своей статистики. "В текущих рыночных условиях, когда эффективность привычных инструментов инвестирования менее предсказуема, а рынок труда претерпевает изменения, поиск новых возможностей становится актуален. На этом фоне мы видим растущий спрос на покупку франшизы или объекта готового бизнеса. При этом рост спроса на покупку франшиз идёт опережающими темпами", — говорит Дудковский.

То хорошо, то плохо

Пожалуй, наиболее правильным было бы сказать, что в этом году спрос на рынке франчайзинга был волнообразным, а падения и взлёты — более ярко выраженными, чем в 2020–2021 годах. На все изменения ситуации влияли политические и международные факторы.
Руководитель каталога franshiza.ru Анна Рождественская вспоминает, что после начала событий на Украине, в марте и апреле, спрос на франшизы резко упал, но уже к маю рынок начал восстанавливаться.
"Летом рынок франчайзинга достиг хороших результатов. К августу по количеству заключаемых сделок показатели достигли тех же значений, что и в самом начале года. Но после объявления частичной мобилизации в конце сентября было отложено или отменено практически 80% сделок, так как предприниматели не понимали, как будут развиваться события дальше. И лишь к ноябрю на рынке снова стали заключаться сделки", — отмечает Рождественская.
Кроме того, на рынок оказал влияние и тот факт, что из страны уехало большое количество мужчин активного бизнес–возраста — от 30 до 50 лет.
В течение года менялись и популярные направления франчайзинга. Так, весной бизнесмены рассматривали продуктовые торговые точки, магазины у дома и аптеки — это те сферы, которые выглядят наиболее стабильными.
"Непродовольственный ретейл можно назвать самой пострадавшей отраслью. Компаниям из этого сегмента было тяжело развиваться в пандемию из–за локдауна и ограничений на работу ТЦ. А в этом году международные бренды одними из первых начали объявлять об уходе с российского рынка. Те компании, которые работали по модели франчайзинга в России, перестали продавать франшизы. А уже действующие магазины в стране передали российскому менеджменту. Всё это подорвало доверие к международным брендам в целом и к ретейлу в особенности. Из–за этого на рынке франчайзинга мы фиксируем рост спроса на российские бренды, доверие к которым заметно выросло", — говорит Анна Рождественская.
Единственный сегмент на рынке франчайзинга, который в меньшей степени подвергся влиянию со стороны международных компаний, — это сфера услуг, которая и так на 90% состоит из российских компаний.