Амбициозная задача: когда на потребительском рынке появятся российские ноутбуки

Автор фото: Freepik

За первые девять месяцев 2022 года падение продаж ноутбуков в розничном сегменте составило более 18%, в корпоративном — 47%, говорят аналитики. Не состоялось даже традиционного ажиотажа в августе: период получил название Back to School и характеризуется он тем, что высокой популярностью пользуются недорогие модели, которые покупаются для школьников и студентов. При этом, постепенно формируется отложенный спрос.

Если в случае с потребительским рынком падение продаж отчасти объясняется тем, что во время пандемии многие успели обновить свой "парк техники", то в ситуации с корпоративным сегментом объяснением являются особенности запроса: оборудование, ввезённое в страну по схеме параллельного импорта, не подходит; "остатки" на складах дистрибьюторов и ретейлеров — не всегда соответствуют запрашиваемым характеристикам. Предполагается, что устранить дефицит позволят локализация азиатских брендов (которые уже теснят американские на российском рынке), а также производство современных моделей отечественными компаниями.
Тем более, сегодня Минпромторгом разрабатываются меры поддержки для бизнеса, готового наладить серийное производство электронной аппаратуры для массового сегмента: смартфонов, планшетов, персональных компьютеров и ноутбуков. Пока механизм предоставления субсидий обсуждается, а предполагаемый объём выделяемых на эти цели средств в 2023 году определён в размере 210 млрд рублей.
Впрочем, российские производители говорят, что путь всё равно будет небыстрым — у многих потребительский сегмент был в отложенных планах, а текущая работа сосредотачивалась на изготовлении продукции для государственных структур и корпоративных клиентов. Это имело свою специфику. И более высокую цену конечного продукта. Он был больше ориентирован на индивидуальный запрос. Однако в рамках задачи игроки рынка уже адаптировали многие решения. Правда, не последними в череде вопросов вывода отечественного ноутбука на потребительский рынок являются популяризации новых моделей, их сервисное обслуживание, а также возможные каналы продаж.
Параллельно с этим, говорят игроки, в корпоративном сегменте спрос на российские решения растёт — это обеспечивает целый ряд преимуществ отечественных разработок. В чём они заключаются, главный редактор "ДП" Игорь Павловский выяснил в беседе с генеральным директором компании "Технологии радиоконтроля" Владимиром Новиковым и главным конструктором ноутбука "ТЕРА 7158" Викторией Ивановой. Все подробности — в новом выпуске проекта "По существу":