К Поднебесной с любовью: китайские автомобили захватывают рынок Петербурга

Автор фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Китайский автомобильный бренд впервые вошёл в топ–3 по количеству официальных дилеров в Петербурге.

Этой осенью китайская автомобильная марка Chery впервые вошла в топ–3 по количеству официальных дилеров в Петербурге. С начала года число местных игроков, включивших в свои портфели "китайцев", выросло почти на треть.
Аналитики не наблюдают значительного сокращения количества официальных автомобильных дилеров в Северо–Западном регионе в целом и в Санкт–Петербурге в частности. В конце 2021 года в Северо–Западном регионе работали 389 игроков, в Санкт–Петербурге — 222. По данным на октябрь 2022 года, в регионе их число несколько выросло (до 391 и 224 соответственно), сообщили ДП в аналитическом агентстве "Автостат".
Самой популярной маркой в портфелях авторетейлеров в СЗФО остаётся Lada: её продают 27 автодилеров региона. За российским брендом с небольшим отрывом следуют Kia (24) и Hyundai (23). А вот в Петербурге наметилась новая тенденция. Первые два места по популярности в городе пока удерживают Kia и Hyundai, у каждой из этих марок в Петербурге по 14 официальных представителей. Замыкает же топ–3 китайский бренд Chery: его в городе продают уже 12 автодилеров.
Число автодилеров, которые продают "китайцев", с начала года выросло значительно. На данный момент бренды из Поднебесной можно купить у 108 официальных представителей в СЗФО и у 61 — в Санкт–Петербурге. В конце 2021–го эти показатели составляли 87 и 45 соответственно. Таким образом, с начала года число "китайских" автодилеров в регионе выросло на 20%, в городе — почти на 30%.
По данным аналитиков, к октябрю Chery стал самым популярным китайским автобрендом у дилеров не только в городе, но и в федеральном округе в целом. Второе место среди брендов из Поднебесной в Петербурге занимает Exeed, за которым следует Geely (более подробно см. инфографику).
Добавим, что, по оценкам "Автостата", из европейских марок в этом году сильнее других в СЗФО сократил своё присутствие Renault (у него стало на три официальных дилера меньше) и Peugeot (также три). В Санкт–Петербурге снизилось присутствие Peugeot (минус два). "У “корейцев” сокращений не было", — отмечают аналитики агентства.
Тенденция в автобизнесе Петербурга и Северо–Запада в целом соответствует федеральной. В октябре у китайских брендов стало больше всех автодилеров в России (раньше лидерами в стране по числу представителей были "европейцы"). По оценкам экспертов, общее число официальных автодилеров китайских марок в России достигло 830, причём за последние 3 месяца оно увеличилось на 90. У "европейцев" в нашей стране на данный момент 811 дилеров (на 20 меньше, чем в середине июля), у "японцев" — 635 (–18, из них 14 перешли в разряд сервисных партнёров). У российских же автобрендов действуют 428 официальных представителей (+6), у корейских — 400 (–1), у американских — 37 (–19, из них 16 "ушли" в сервис). Всего же в стране сегодня числится 3131 автодилер.
При этом самым популярным "китайцем" у авторетейлеров России также стал Chery: его дилерская сеть насчитывает 165 центров. Более сотни представительств у Geely (123) и Haval (118). Близко к этой отметке подобрались также Changan (100) и Faw (97). В целом же доля "китайцев" на рынке новых легковых автомобилей России к этому лету выросла до 24% (долю лидера — Lada — аналитики оценивали чуть более чем в 29%).

Вслед за автопромом

В последние годы портфели петербургских автодилеров прирастали в основном именно за счёт китайских брендов. Напомним: в 2020–2021 годах их добавили себе более 40 игроков местного рынка.
Сегодня "китайцев" активно добавляют в свои автопарки и такси, и операторы каршеринга. О симпатиях к автопрому КНР говорил и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, который объявлял о намерениях пересадить региональное правительство на китайские автомобили.
Сами участники рынка, опрошенные "ДП", отказались официально комментировать рост числа китайских автопредставителей. Многие из них уже давно диверсифицируют бизнес и держат в портфелях бренды из разных стран, с которыми не хотелось бы портить отношения, говоря о предпочтениях к кому–то одному. Они также надеются, что корейский автозавод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР), расположенный в Петербурге, всё же продолжит выпуск автомобилей.
Вместе с тем авторетейлеры в неофициальных разговорах поясняют, что, в отличие от европейских, японских и корейских конкурентов, "китайцы" ориентированы на российский рынок: выводят новые модели, обеспечивают стабильные поставки и разнообразие в комплектациях.
То же можно сказать и о российском АвтоВАЗе, отмечают они. А вот новинки иностранцев, ушедших из России, автодилеры сегодня ввозят самостоятельно и в усечённом количестве — по схеме параллельного импорта.
Напомним, что автозаводы иностранных брендов, расположенные в России, закрылись весной. Официальные поводы — логистические проблемы с поставками.
Ближе к осени началась распродажа этих производств. Так, в государственную собственность перешли российские активы группы Renault. Чуть позднее было объявлено об аналогичных планах в отношении активов японского концерна Nissan (включая петербургский завод "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус"). Toyota просто законсервировала свой петербургский завод и с ноября начнёт сокращать сотрудников. А группа Nokian Tyres заявила, что продаст "Татнефти" свой завод шин, расположенный в Ленинградской области.

Рекордное снижение

Остановка конвейеров уже привела автокластер Петербурга к крупнейшему падению за всю его историю. По данным Петростата, в январе–сентябре автозаводы Санкт–Петербурга произвели на 87,7% меньше автомобилей, чем годом ранее. В России за этот период падение производства составило 65,9%, до 349 тыс., говорится в данных Росстата.
Пока "на стопе" в городе остаётся крупнейшее автосборочное предприятие города — ХММР. О сроках его запуска не сообщалось, впрочем, как и о возможной продаже. Хотя корейские СМИ говорили о том, что такой вариант в корпорации также рассматривают. Напомним, ранее ХММР выпускал одни из самых популярных моделей автомобилей в стране (Solaris, Creta и Rio), а также планировал расширение, выкупив площадку бывшего завода General Motors (сейчас этот проект тоже заморожен). Кроме того, в 2021 году корпорация запустила в городе собственное производство автомобильных двигателей. Как полагают эксперты, ожидать запуска ХММР в этом году не стоит.
Совокупный объём мощностей петербургских автозаводов Hyundai, Toyota и Nissan составлял около 400 тыс. автомобилей в год, из них около половины приходилось на ХММР. В 2022 году, по прогнозам экспертов, до этого количества может сократиться весь рынок новых легковых автомобилей в стране. При таких объёмах автодилеры, скорее всего, продолжат ввозить автомобили ушедших брендов из–за рубежа. И определённо, присутствие брендов из Поднебесной в нашей стране продолжит расти.