Уйти, чтобы остаться: как меняется иностранный бизнес в России

Автор фото: Pexels

Новости об уходе или перестроении бизнеса в России в самых разных сегментах, звучавшие ещё в феврале нынешнего года, продолжают поступать до сих пор. Часть компаний уже заявили о полном прекращении работы в стране, другие остались или были проданы, а затем открылись под новыми именами. Как меняется иностранный бизнес в России, выяснял "ДП".

Буквально на днях стало известно, что часть магазинов Zara останется в нашей стране. По сообщению ряда СМИ, владелец бренда одежды — испанская компания Inditex — планирует продать бизнес одной из крупных групп в Ливане, которую российские власти не считают "недружественной". В России испанцам принадлежат более 500 торговых точек, но пока заявлено о планах по открытию всего четырёх магазинов весной следующего года. Судьба остальных пока неизвестна.
Архив "ДП"
Автор: Сергей Ермохин
Ранее по схожей схеме возобновили работу магазины, принадлежавшие польской LPP SA, управляющей брендами одежды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay — бизнес был продан зарегистрированной в ОАЭ компании. Кроме того, на этой неделе стало известно, что холдинг Yum! Brands собирается передать свои рестораны KFC в России местному партнёру. Ожидается, что в нашей стране они будут работать под вывеской "Ростикс". Всего же, по данным Центра стратегических разработок, около трети крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, ещё 15% решили покинуть её через передачу новому собственнику российского подразделения, а 7% заявили о полном уходе с отечественного рынка без продажи бизнеса.

Быть или не быть

Четыре отеля сети Marriott International ex. Moscow Marriott Novy Arbat, ex. Courtyard Moscow City Center, ex. Renaissance St. Petersburg Baltic и ex. Renaissance Samara после ухода Marriott с российского рынка сформировали собственную Управляющую компанию ActivHotels. Управляющим был назначен Самвел Манукян, который с прошлого года руководил московским отелем сети на Новом Арбате. Как рассказывают в компании, главным приоритетом в работе стало сохранение высокого уровня обслуживания, сервиса и услуг, чтобы, в первую очередь, удержать постоянных клиентов. Для них не только оставили прежние привилегии, но и добавили новые: например, появилась программа лояльности "Три столицы" — с этой картой у гостя есть доступ к cкидкам на все услуги в любом из отелей группы ActivHotels. Сами объекты размещения получили новые названия. Управляющая компания планирует активно развивать новый бренд на основе многолетнего опыта, полученного за время работы отелей в составе крупнейшей гостиничной сети. Renaissance St. Petersburg Baltic получил имя "Ренартисс Исаакий" и обновил формат "Семейный Люкс", происходит реновация других категорий номеров, планируются изменения части пространства на первом этаже, отметили в ActivHotels.
Люкс с видом на Исаакиевский собор в отеле "Ренартисс Исаакий"
Автор: ActivHotels
Ещё из новшеств: отель Moscow Marriott Novy Arbat переименовался в "Звёзды Арбата" и объединился с апартаментами. Теперь эти объекты работают под одним названием — "Звёзды Арбата" Отель и Апартаменты 5*.
"Звезды Арбата" Отель и Апартаменты 5*
Автор: ActivHotels
Отель "Арткорт" (Courtyard Moscow City Center) в Москве планирует в ближайшее время обновление ресторанной зоны и лобби.
Отель "Арткорт"
Автор: ActivHotels
А "Реальянс Самара" (Renaissance Samara) продолжает обновление своего номерного фонда и работает над новой концепцией семейного отеля в Самаре.
"Реальянс Самара"
Автор: ActivHotels
Всего же в фонде ActivHotels 738 номеров. В связи с уходом популярных систем букинга в компании решили активно продвигать сайт, чтобы сделать его основным каналом бронирования для гостей отелей.

По западным стандартам

Массовый приход иностранных гостиничных сетей в Россию начался в двухтысячных годах, вспоминает Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга. Главной задачей тогда считали привлечение иностранцев, привыкших к высокому уровню комфорта и сервиса, в российские города. "В те годы остро стоял вопрос с управленцами и качеством услуг. Но сейчас хороших топ-менеджеров в России достаточно. Справятся ли они с отелями из западной сетевой системы и смогут ли создать на их базе отечественный аналог, это пока вопрос", — подытожила она. Леонид Гарбар, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России уверен, что достаточно придерживаться выработанных правил. "Главное, чтобы жёстко держали исполнение тех корпоративных стандартов, которые были. Инструкции ведь у них есть! Не может же компания уйти и забрать все документы с собой", — пояснил эксперт.
Следующий вопрос — как "продвигать" отели в России после ухода крупнейших западных агрегаторов? С одной стороны, ситуация напоминает "добукинговый" период, когда появилось множество систем бронирования, и в отелях был целый штат сотрудников, занимавшихся заключением договоров с различными площадками, вспоминает Буйлова. С другой стороны, сейчас на рынке работают уже около 30 отечественных агрегаторов, но процессы теперь более автоматизированы. Не стоит забывать и о сотрудничестве с турфирмами.
Опрошенные "ДП" эксперты уверены, что туристический рынок Петербурга в ближайшее время если и пострадает, то не сильно, потому что путешественники всё равно продолжат посещение российских городов. Делать прогнозы сейчас дело неблагодарное. Однако цифры подтверждают, что только за 9 месяцев этого года турпоток в Петербурге достиг около 6,4 млн человек, из них 180 тыс. составили иностранные туристы. Этот показатель почти на 19% выше данных за тот же период 2021 года.