Энергетика особого пути: безопасность для России стала важнее ESG

Автор фото: Росконгресс
Автор фото: Росконгресс

"Российская энергетическая неделя" началась со скептицизма относительно "зелёной" повестки, обсуждения санкций и идеи нового газового хаба в Турции.

В Москве 12 октября открылся 5–й ежегодный форум "Российская энергетическая неделя". Дискуссии первого дня мероприятий чётко закрепили новую негласную энергетическую доктрину страны — безопасность важнее ESG. Хотя напрямую саботировать климатическую повестку не предлагалось, почти каждый спикер не упускал возможности указать Европе, что корень сегодняшнего энергокризиса в Старом Свете — поспешный энергопереход и недальновидная политика прошлых лет. И как отдельно указал президент России Владимир Путин в ходе своего выступления, спецоперация здесь ни при чём. Имён бенефициаров европейских проблем он не озвучил, но прямо дал понять, что искать их следует за океаном.

Эмбарго работает

Но обсудить успели и отечественные проблемы. В ходе сессии, посвящённой переформатированию логистики угольного экспорта в условиях санкционного давления, генеральный директор АО "СУЭК" Максим Басов оценил объём мирового угольного рынка более чем в $1 трлн и спрогнозировал его рост в ближайшие 10 лет. Для российских компаний наиважнейшим вектором развития он назвал логистику — наряду с противодействием международным санкциям.
"Это связано с тем, что на основных рынках, на которых мы можем продавать уголь, логистика значительно превышает стоимость производства — в разы. В зависимости от региона 50–75% стоимости угля на конечном рынке составляет логистика", — обосновывает позицию Максим Басов.
По словам бизнесмена, сегодня РФ проигрывает на этом направлении другим мировым экспортёрам угля, среди которых Индонезия, США, ЮАР. В целях сокращения отставания, указывает он, необходимо наращивать отгрузки на Дальнем Востоке, для чего требуется более плотное взаимодействие производителей с РЖД и расширение пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, необходимо переходить на более вместительные суда — это актуально для масштабных перевозок в Азию.
Эмбарго Евросоюза на российский уголь, вступившее в силу с 10 августа, заставляет искать альтернативных покупателей для 50 млн тонн угля в год, вдобавок к этому потеряно ещё 14 млн тонн экспорта на Украину, рассказывает замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников. Он утверждает, что новые рынки сбыта требуются для трети российского угольного экспорта. А сегодняшние высокие мировые цены на продукт не являются спасением, так как отечественное сырьё продолжает продаваться со скидками.
"Да, уголь в Европе сегодня стоит очень дорого, но опять же — ввиду необдуманной политики самого ЕС. Но тем не менее российский уголь, к нашему сожалению, торгуется с дисконтом, что не позволяет нам экономически доходить до тех регионов сбыта, которые наиболее нужны", — сетует Сергей Мочальников.

Зелёный выходит из тренда

Дискуссии вокруг поставок консервативного топлива закономерно столкнулись с вопросами "зелёной" повестки. И проблему углеродного следа участники форума, судя по их высказываниям, не считают первоочередной. "Вполне очевидно, что провозглашённая модная тема энергоперехода привела к противоречию с понятием, которое всегда было в основе любой энергетической политики каждой из стран, — энергобезопасности", — заявил помощник руководителя администрации президента РФ Анатолий Яновский, выступавший модератором сессии.
Зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов среди прочего негативно высказался о перспективах сокращения угольной генерации в РФ. "Сейчас она 12,5%, а в планах снизить её к 2035 году до 4,5%. Категорически этого нельзя делать именно с точки зрения безопасности, — предупреждает депутат. — По нашим оценкам, доля угольной генерации должна быть не менее 25%. Это мои экспертные показатели, но нужно, чтобы был научный подход с учётом всех целей топливно–энергетических балансов странового масштаба". При этом Дмитрий Исламов всё–таки упомянул о важности климатических целей, но как с ними согласуется четверть угля в энергобалансе, не пояснил.
Глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов во время беседы на тему, обозначенную как "Низкоуглеродная энергетика в мире: кризис — это время возможностей", чётко заявил, что цель по достижению углеродной нейтральности в России никто не отменял и страна о выходе из Парижского соглашения не объявляла. К 2050 году, по словам министра, 38% в энергобалансе РФ должен обеспечивать газ, 25% — АЭС, 20% — ГЭС. Доля возобновляемых источников может быть сокращена с ранее озвученных 12,5 до 10%. Видимо, мнение Дмитрия Исламова по этому вопросу в министерстве пока учесть не успели. Но и спешно отказываться от угольных станций, проговаривает Николай Шульгинов, Россия не станет. Они будут замещаться генерацией на основе газа по мере окончания эксплуатационного срока.

Забыть новые обиды

Общероссийский скептицизм относительно первоочерёдности борьбы с климатическими изменениями зафиксировал Владимир Путин, выступая на пленарной сессии форума. "Из–за агрессивного продвижения “зелёной” повестки, которая, конечно, нуждается в поддержке, как я уже сказал, но просто по уму всё это надо делать, а когда речь идёт об агрессивном продвижении этой повестки, в том числе в еврозоне, глобальный нефтегазовый сектор уже оказался недоинвестирован", — высказался президент.
В целом фокус его речи, несмотря на название мероприятия, был обращён больше в сторону Европы, нежели России. Обозначив конечных бенефициаров "акта международного терроризма" на "Северных потоках", Владимир Путин практически предложил Евросоюзу помириться. Он назвал пострадавшие газопроводы чисто коммерческими проектами, в которых отечественные компании выступают равными партнёрами с европейцами. И если будет общая договорённость о поставках газа по уцелевшей ветке, то, уверяет президент, Россия к началу такого сотрудничества готова.
"Мяч, как говорится, на стороне Евросоюза. Хотят — пусть просто откроют кран, и всё", — предлагает лёгкое решение Владимир Путин. Он отмечает, что, судя по всему, вторая нитка газопровода в рабочем состоянии, но из–за того, что российских специалистов не допускают к обследованию, точной информации пока получить невозможно.
"Скажу, что отремонтировать газопроводы, проходящие по дну Балтийского моря и подорванные, конечно, возможно. Но это будет иметь смысл только в случае их дальнейшей экономически обоснованной эксплуатации и, конечно, при обеспечении безопасности маршрутов — это первостепенное условие", — настаивает Владимир Путин. После этого он шагнул ещё дальше в протягивании руки дружбы Европе. Президент заявил, что взамен утраченных "Северных потоков" можно переместить узел трансфера газа в район Чёрного моря, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы. "Если, конечно, в этом заинтересованы наши партнёры", — добавил он. Остальная речь Владимира Путина по большей части заключалась в обобщении уже ранее высказанных тезисов. Так, по его словам, продавать нефть странам, которые введут потолок цен, Россия не станет. А от спровоцированного ограничениями глобального дефицита в первую очередь пострадают беднейшие государства планеты.