Кингисеппский машзавод взыскивает с калининградской "дочки" ОСК 200 млн рублей

Автор фото: Ермохин Сергей

Претензии Кингисеппского машиностроительного завода к калининградскому 33–му судоремонтному превысили 0,2 млрд рублей. Сумма набежала за ремонт установок двух буксиров Балтийского флота.

Судебная баталия между петербургским производственным холдингом ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) и калининградским АО "33 судоремонтный завод" (33 СРЗ) начинается в конце сентября в Арбитражном суде Калининградской области. Сумма претензий по двум искам превышает 216 млн рублей — такова цена ремонта силовых установок буксиров Балтийского флота "Евгений Хоров" и "Яков Гребельский". Последний перед ремонтом вернулся из дальнего похода по Атлантическому океану.
Контракты на ремонт двигателей буксиров КМЗ и 33 СРЗ подписали в конце 2020–го и в середине 2021 года. Всего их четыре — два на ремонт "Якова Гребельского" и два на техосмотр и ремонт "Евгения Хорова". Первый отремонтированный буксир КМЗ вернул заказчику в прошлом мае, второй — в этом январе. За "Якова Гребельского" 33 СРЗ должен был заплатить 93 млн рублей, за "Евгения Хорова" — 105,1 млн, но ни одного платежа петербургский завод, как уверяют на предприятии, не получил, из–за чего в начале июня обратился в арбитраж. С учётом неустоек суммы исков подросли до 106,9 млн и 109,4 млн рублей соответственно — итого претензии КМЗ к заказчику превысили 0,2 млрд. По данным портала "Электронное правосудие", на данный момент калининградский арбитраж рассматривает шесть исков к 33 СРЗ на общую сумму 260 млн рублей. Требования петербургского завода составляют 83% всей долговой нагрузки калининградского предприятия.
"Я уверена, что 33 СРЗ не исполняет свои обязательства не потому, что не имеет такой возможности, а потому, что использует выделенные Минобороны деньги для каких–то других целей", — сказала руководитель юридического департамента КМЗ Марина Ведмук. Она предполагает, что контрагент "злоупотребляет законодательством, запрещающим нам отказаться от исполнения непроплаченного контракта, если этот контракт подписан в рамках гособоронзаказа". "В самом деле, зачем платить подрядчику, если можно попользоваться его деньгами? Отличный беспроцентный заём — условия намного выгоднее, чем при банковском кредите, даже с учётом возможного проигрыша в судебном процессе", — возмущается Марина Ведмук.
Генеральный директор 33 СРЗ Олег Касьянов считает, что КМЗ отчасти сам виноват в происшедшем. "Для наших оборотов претензии 200 млн рублей — не огромная сумма. Это нормальная судебно–претензионная работа. В каждом конкретном случае ситуации разные — где–то работники КМЗ плохо отремонтировали, где–то плохо подготовили документы, где–то произошло ужесточение со стороны Минобороны по форме отчётных документов. В общем, идёт нормальная текущая работа, опасений не вижу", — сказал он "ДП".
Буксиры "Евгений Хоров" и "Яков Гребельский" предназначены для аварийно–спасательного обеспечения кораблей и судов Балтийского флота — буксировки, пожаротушения, оказания помощи терпящим бедствие. Оба буксира — ветераны ВМФ: "Евгений Хоров" построен в 1982 году, "Яков Гребельский" — в 1978–м. Пункт постоянного базирования — Балтийск. Суда регулярно участвуют в дальних морских походах кораблей Балтийского флота длительностью полгода и больше. "Евгений Хоров" вернулся из такого похода в 2018 году, преодолев 38 тыс. морских миль в Аденском заливе, Карибском бассейне, Северном море, у берегов Крита, Кипра и Сирии. "Яков Гребельский" вернулся из подобного похода непосредственно перед ремонтом в мае прошлого года. Он побывал в водах Атлантического и Индийского океанов, оставив за кормой за 3,5 месяца более 10 тыс. морских миль. Командование Балтийского флота этим походом было довольно: замкомандующего помимо прочих наград вручил экипажу буксира жареного поросёнка — такая морская традиция.
Производственный холдинг ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" — один из крупнейших в России производителей судовых силовых установок. По данным СПАРК, 52,5% долей ООО принадлежат ООО "НПО Теханалитика" Тимура Гареева, 30% у Михаила Даниленко, оставшиеся 17,5% через ООО "Энексел Групп" принадлежат Александру Борисову, сыну генерального директора госкорпорации "Роскосмос" Юрия Борисова, который до 15 июля 2022 года занимал пост вице–премьера правительства РФ и курировал в том числе судостроение.
33 судоремонтный завод Балтийского флота был создан в 1945 году на производственной базе Пиллауского завода. АО "33 судоремонтный завод" зарегистрировано в декабре 1993 года в Балтийске Калининградской области. Входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию, его выручку от продаж за 2021 год СПАРК оценивает в 1,3 млрд рублей. Специализируется в основном на ремонте судов и кораблей ВМФ. В конце февраля 33 СРЗ получил официальное признание Управления государственного технического надзора Минобороны России, позволяющее проводить ряд специальных ремонтных работ.