Форсаж из Поднебесной: китайский автопром заполняет российский рынок

Автор фото: Chery
Китайские машины на улицах города уже перестали быть экзотикой

Меньше чем через полгода после остановки автомобильных заводов в Петербурге топ–5 популярных марок новых легковых автомобилей в городе возглавила Lada Granta. За ней следуют три "китайца" и Renault Logan.

Автовладельцы Петербурга в августе 2022 года поставили на учёт 2511 новых легковых автомобилей (по сравнению с 8391 машиной год назад), рассказали "ДП" в агентстве "Автостат" со ссылкой на данные системы "Электронный паспорт". Таким образом, по итогам лета рынок новых легковых автомобилей продолжил падение, сократившись на 70% к августу 2021 года.
По данным агентства, жители Петербурга в последний месяц лета чаще других покупали самый доступный на данный момент автомобиль в стране — Lada Granta. В августе на учёт поставили 266 машин этой марки, на 25% больше, чем в августе прошлого года. На второй строчке рейтинга расположился китайский кроссовер Haval Jolion (+45%), его производство не так давно запустили в Тульской области. За ним следуют ещё два кроссовера из Поднебесной: Chery Tiggo 7 Pro (124 штуки) и Geely Collray (+66%). Замыкает топ–5 Renault Logan (подробнее см. инфографику).
Отметим, что август стал особенным и для крупнейшего авторынка страны — Москвы. По оценкам "Автостата", впервые в истории автомобили четырёх китайских брендов стали лидерами продаж в столице. Как и в Петербурге, речь идёт о Haval Jolion, Geely Coolray и Chery Tiggo 7 Pro (а также к ним прибавился Geely Atlas Pro). Такой итог стал следствием отсутствия на рынке европейских и корейских брендов (многие из них заморозили деятельность в стране из–за событий на Украине или проблем с логистикой). Добавим, что на сокращение рынка значительно повлияли резкий рост стоимости машин и подорожавшие автокредиты.

Китайский блицкриг

Ещё совсем недавно горожане были не готовы массово пересаживаться на китайский автопром. Хотя продажи новых автомобилей в целом сокращались начиная с минувшего марта, петербуржцы всё же предпочитали выбирать машины подороже, чем жители других регионов. На рынке города лидировали корейские марки Kia и Hyundai, а Lada была только третьей. В то время как в СЗФО и в Ленобласти отечественный бренд уже в этот период находился на первом месте.
По итогам января–июля 2022 года тройку самых популярных новых легковых машин в Петербурге возглавляла Kia Rio (1480 штук), дальше следовали Hyundai Creta (1172) и Hyundai Solaris (1094).
Впрочем, в последние годы портфели петербургских автодилеров прирастали в основном именно за счёт китайских брендов. Так, в 2020–2021 годах их добавили себе более 40 игроков.
Затем китайский автопром совершил настоящий рывок — в 2020–м продажи в России выросли на 43%. Если ещё в июле 2021–го аналитики "Автостата" оценивали долю "китайцев" в стране в 8%, то к июлю 2022–го она выросла до 24% (у лидера рынка, Lada, — чуть более 29%).
На начало 2021 года в Петербурге наибольшее число дилеров в городе было у Kia (14) и Hyundai (12), а третье место занимали Lada и Skoda (по 10). По подсчётам "ДП", на данный момент у китайского Haval в Петербурге семь официальных дилеров, у Chery — 12, у Geely — восемь (включая те, что готовятся к открытию).
Курс на Поднебесную взяли и другие участники рынка. Так, недавно премиальный автомобильный бренд Exeed и сервис BelkaCar объявили о начале сотрудничества — две модели китайского автопроизводителя скоро появятся в московском и сочинском автопарках каршеринга. "Яндекс Драйв" также обновил парк в Петербурге и в Сочи, добавив более 100 автомобилей Haval Jolion и Geely Coolray.
В своих симпатиях к китайскому автопрому призналось и руководство Ленинградской области. "Я принял решение, что мы в региональном правительстве пересаживаемся на китайский автопром. Надеемся, что наши партнёры — корейские автопредприятия — вернутся и продолжат выпуск автомобилей", — сообщил губернатор Александр Дрозденко, выступая на форуме BRIEF’22.
Впрочем, продажи российской Lada также можно назвать хорошими. Во–первых, в июле стартовала государственная программа субсидирования затрат на приобретение автомобиля в кредит. Во–вторых, продолжилось постепенное снижение ставки Центробанка, что сделало автокредиты более привлекательными.

Бессрочная остановка

Напомним, что ранее три самые популярные в Петербурге модели выпускал местный завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". Но минувшей весной все три петербургских автомобильных предприятия — Hyundai, Toyota и Nissan — остановили конвейеры, сославшись на сложности с логистикой. Напомним, все вместе в 2021 году они выпустили более 300 тыс. автомобилей.
Аналогичные решения приняли и другие европейские предприятия, имеющие производства в России. Как писал "ДП", сократился и объём инвестиций: на неопределённый срок остановлен крупный проект Hyundai по реконструкции и запуску бывшего петербургского завода GM.
С тех пор автокластер Петербурга фактически вошёл в крутое пике. По данным Петростата, индекс промышленного производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в январе–июле 2022–го составил только 16% от аналогичного периода прошлого года. А общая сумма отгрузки продукции автопрома города за минувшие 7 месяцев сократилась на 58%, до 130 млрд рублей.
Сроки, когда предприятия петербургского автопрома снова смогут запуститься, пока не называются. Согласно недавно озвученным данным, петербургский завод Nissan не выйдет из простоя до начала 2023 года. По данным "Фонтанки", Hyundai сообщил сотрудникам об остановке до конца сентября, Toyota — до декабря 2022 года.
Недавно губернатор Московской области Андрей Воробьёв в эфире радиостанции Sputnik сообщил, что подмосковный завод Mercedes–Benz, расположенный в Есипово, может купить автопроизводитель из Китая.

Уходим в минус

Как отмечают автодилеры, сегодня по автомобилям, вошедшим в петербургский топ–5, поставки регулярные, дефицита нет.
В ближайшем будущем, прогнозируют участники рынка, рост продаж китайских брендов продолжится, так же как будут устойчивыми позиции и российской Lada. Конкуренцию поднебесным кроссоверам будут составлять Niva Travel и Legend. Возможно, у этих моделей есть все шансы уже в конце этого года войти в пятёрку самых продаваемых.
Впрочем, сильного оживления на рынке новых легковых автомобилей эксперты пока не ожидают. Из–за высокой стоимости машин значительную их часть автовладельцы покупают в кредит. При этом объёмы их выдачи в 2022 году сократились весьма существенно.
Так, по оценкам Национального бюро кредитных историй, в январе–июле 2022 года банки страны выдали автокредитов на 375,1 млрд рублей (что на 40,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года). Объём автокредитов, выданных в Петербурге, в НБКИ оценивают в 24,8 млрд (–45,2% к январю–июлю 2021 года).
По предварительным прогнозам аналитиков "Автостата", рынок новых легковых автомобилей России в 2022 году упадёт. Базовый прогноз предполагает 600 тыс. проданных легковых автомобилей по итогам года (–60% к 2021 году). Пессимистический — 505 тыс. машин (–67%).
У китайских марок есть стабильные поставки и определённое разнообразие в комплектациях, на Lada Granta действует льготная программа автокредитования.Удивляет присутствие Logan. Видимо, дилеры стали освобождать склады, а цена на автомобиль соответствует ожиданиям тех, кто выбирает между Lada и другой бюджетной моделью, доступной в автосалонах. Скорее всего, часть продаж Logan пришлась на таксопарки. Китайские бренды продолжают усиливаться и выводить на рынок новые модели. Недавно появился Haval Dargo, сейчас рынок ждёт Changan UNI–K. Это машины уже выше среднего ценового сегмента, но при доступных финансовых инструментах они выглядят привлекательными для покупки. Сеть дилеров китайских брендов тоже расширяется. Будут наращивать продажи китайские марки, которые пока не входят в топ–3 брендов, представляющих эту страну. Вопрос только в стабильных поставках. Но Lada увеличит долю — скажется госпрограмма. Конечно, интрига завершения календарного года — старт продаж Evolute. Уже известны цены, и с учётом скидки по госпрограмме они могут быть привлекательными для поклонников "зелёной" повестки. Какой–то объём этих отечественных электромобилей может быть продан уже в нынешнем году. Правда, о серьёзном влиянии на рынок пока говорить, конечно, рано.
Денис Гаврилов
Автоэксперт
Наращивание доли китайских производителей на рынке вполне прогнозируемо в нынешней ситуации. Практически все европейские производители приостановили отгрузки автомобилей. На рынке образовался дефицит, что способствует увеличению количества автомобилей из дружественных стран. Недавно мы наблюдали рост доли китайских авто до 20%, а теперь уверенно вошли в топ–5. В своё время так входили на рынок корейские бренды, но, конечно, не при таких условиях. Рынок трансформируется, дилеры уже заключают новые контракты и рассматривают расширение линейки китайских брендов или других стран. Сейчас важно наладить или заменить разорванные логистические цепочки. Ведётся работа с Минпромторгом по расширению возможностей параллельного импорта. Но мы понимаем, что он не сможет покрыть требуемые рынком объёмы.
Вера Павлова
официальный представитель ассоциации "Российские автомобильные дилеры"
Неудивительно, что именно представители китайского автопрома становятся лидерами продаж среди иностранных производителей. Haval, Geely и Chery остались на сегодняшний день, пожалуй, единственными системными поставщиками иномарок. Дилеры этих марок располагают значительными по сравнению со всеми другими дилерскими сетями товарными запасами автомобилей. И самое главное, что эти запасы имеют возобновляемый характер. Все эти бренды в течение последних, "ковидных" лет успели попасть в шорт–лист потенциальных покупателей. Сегодня, когда выбор стал совсем небогат, люди часто выбирают автомобиль ведущих китайских автопроизводителей, так как они уже достаточно уверены в качестве продукта, его ремонтопригодности и справедливости цены. Рынок новых иномарок в Петербурге будет, скорее всего, находиться на том же уровне объёмов продаж, что и в августе. Доля китайских марок будет расти с каждым месяцем вместе с уменьшением товарных запасов у других брендов.
Роман Слуцкий
генеральный директор "Аларм–Моторс"
Спрос на автомобиль Lada Granta обусловлен наполненностью складских запасов у дилеров и действием госпрограммы, по которой выгода на автомобиль может составлять 20%. Также важным фактором стала доступность всех типов кузова, вариантов комплектаций и цветов. Сейчас Granta является основным драйвером продаж. Рост продаж китайских моделей связан с активным замещением сегмента иностранных автомобилей этими марками. Бесперебойные поставки и наличие складов у дилеров позволили китайским брендам занять лидирующие позиции в рейтинге популярных моделей. Что касается Renault Logan — рост связан со снижением цен у дилеров на фоне активных поставок и государственной поддержки отечественного бренда Lada.
Александр Шапринский
директор по развитию ГК "Прагматика"