Среди ответчиков — петербургская "Лента".
Арбитражный суд Волгоградской области завершил подготовку к рассмотрению по существу претензий ООО "Альянс–ДСЛ". Фирма, в штате которой числится всего один человек, просит взыскать с девяти федеральных и региональных ретейлеров 8,1 млрд рублей за незаконное использование трёх её товарных знаков.
Самые крупные требования адресованы федеральным сетям. Например, к петербургской "Ленте" — на 1,478 млрд рублей, к краснодарскому "Магниту" — на 4,292 млрд. А самые минимальные — к местным, волгоградским компаниям: с ООО "Топ–маркет" требуют 75,5 млн рублей, с ООО "Гермес ритейл" — 136,3 млн. Кроме того, заявитель просит суд обязать ответчиков изъять из оборота и уничтожить за свой счёт товары, этикетки и упаковки, на которых незаконно размещены товарные знаки.
"Альянс–ДСЛ" является региональным оптовым продавцом пива, который в начале 2019 года приобрёл права на бренды "Стременное", "Царская любовь", "Мамаев курган". По данным сервиса "Контур.Фокус", за 2021 год "Альянс–ДСЛ" при балансе 498 тыс. рублей показал чистый убыток 299 тыс. Пиво под всеми этими тремя марками выпускал волгоградский завод "ПивоварЪ". В последние годы он не раз менял собственников и организационно–правовую форму, а в конце июня 2021–го и вовсе закрылся.
В прошлом году истец обнаружил, что ответчики продают пиво под указанными брендами, но "Альянс–ДСЛ" не давал им разрешений на использование торговых марок. По всей видимости, ему не удалось разрешить разногласия с ретейлерами мирным путём, и в апреле этого года он обратился в Арбитражный суд Волгоградской области.
Читайте также:
Торговля
Ретейл спустили с поводка
Споры о компенсации за незаконное использование товарных знаков — не редкость, но требование столь крупных компенсаций встречается нечасто. Так, в 2016 году МТС и "Связной" заключили мировое соглашение в рамках дела об использовании товарного знака "Связной" на 1 млрд рублей. А в 2018 году издательство "Просвещение" в споре из–за логотипа на учебниках взыскало с конкурирующей компании "Вентана–Граф" 3,76 млрд рублей. Однако впоследствии в апелляционной инстанции "Просвещение" отказалось от иска.
Закон предлагает правообладателю на выбор несколько вариантов расчёта компенсации — к примеру, твёрдую сумму от 10 тыс. до 5 млн рублей. При этом окончательный размер выплаты определяет суд, исходя из обстоятельств дела и характера нарушения. Или же двукратный размер стоимости права на использование товарного знака.
Однако, как полагает ведущий юрист адвокатского бюро "Юридическая контора Гессена" Андрей Трофимов, "Альянс–ДСЛ" избрал третий вариант. "Компенсация рассчитывается исходя из двукратного размера стоимости контрафактной продукции. Суд принимает ту цену товара, по которой он фактически продаётся или предлагается к продаже", — уточняет эксперт. В пользу такого варианта говорит запрос Арбитражного суда Волгоградской области в Росалкогольрегулирование об объёмах произведённого и реализованного пива под спорными брендами.
По мнению Андрея Трофимова, успех "Альянс–ДСЛ" в судебной битве против ретейлеров будет напрямую зависеть от того, какой объём нарушений, допущенных торговыми сетями, он докажет. "В то же время суд нередко прислушивается к позиции ответчика о необходимости снижения размера компенсации", — добавляет эксперт.
"Лента" и "Магнит" не ответили на запросы "ДП". С "Альянс–ДСЛ" связаться не удалось.