В Петербурге показали новые трамваи с системами автопилота

Автор фото: "ДП"
СПб ГУП "Горэлектротранс" готовится получить первый двухсекционный трамвай "Богатырь" производства "ПК Транспортные системы". Новую поставку ожидают уже завтра, 26 мая. Следующие новинки приедут в июне.
Суммарно до конца 2023 года Петербургу поставят 138 новых двухсекционных "Богатырей" и трёхсекционных "Витязей".
Первый "Богатырь" был представлен в 2019 году, но нынешний трамвай получил весомый внутренний апгрейд, говорит производитель. Это самый современный вагон, который сегодня выпускает ПК ТС.
За счёт установки более мощных гелевых аккумуляторов запас автономного хода увеличился до 3 км при полной загрузке салона пассажирами (ранее 1 км). Поэтому в случае обрыва контактной сети трамвай сможет продолжить работу на линии. У дверей установлены подогреваемые зоны, чтобы в холодное время года не было наледи при входе в салон.
Изменились и двери. Теперь помимо уже привычного адресного открытия предусмотрены светодиодные сигнальные линии, горящие зелёным и красным цветом (соответственно при открытии и закрытии дверей) и срабатывающие одновременно со звуковым сигналом.
Улучшена и система кондиционирования, которая имела нарекания ранее. Теперь холодный воздух будет доходить и до задней площадки.
Трамвайный вагон, согласно техзаданию, оснащён активной системой помощи водителю, которая будет предупреждать его о внештатных ситуациях. По сути это автопилот.
"Есть две составляющие. Первая — система автоматического стрелочного перевода. При обновлении депо в будущем будет установлен некий диспетчерский пункт, который позволит трамвайным вагонам передвигаться на территории депо без водителя. Управление будет осуществляться из диспетчерской. Второе — это датчики, помогающие водителям. При нештатной ситуации, если водитель не принимает никаких действий, система будет сперва предупреждать его звуковыми сигналами, а в случае отсутствия реакции со стороны водителя — останавливать вагон", — пояснил коммерческий директор ПК ТС Андрей Юхненко.
В целом функционал позволяет трамваям работать в беспилотном режиме, без водителя: контролировать скорость, ехать, останавливаться и так далее. Но необходимо, чтобы к этому была готова инфраструктура и законодательство. Поэтому часть функций пока будет программно отключена. Когда инфраструктура будет готова, поэтапно можно будет внедрять некое беспилотное движение.
Среди нововведений на трамваях также есть система приоритетного проезда на светофорах, датчик дождя, обеспечивающий автоматический режим работы стеклоочистителей. Кроме того, мест для сидения теперь 47 вместо 45, а у водителей появится круговой обзор салона.
Также по требованию техзадания в трамвайном вагоне предусмотрены места для установки систем накопления энергии (рекуперация) с целью дальнейшей модернизации. В будущем Петербург без проблем сможет обновить эти вагоны и снизить их энергопотребление до минимума.