Бегом к трендам: как увлечение ЗОЖ даёт бизнесу новые варианты для продвижения

Царскосельский марафон вновь собрал поклонников беговых видов спорта на родине лёгкой атлетики России. 15 мая вызов самим себе и соперникам бросили более 5 тыс. участников. Рекорды, новые деловые контакты и трасса, которая продолжает собирать восторженные отзывы.

Участники из Петербурга, Москвы, Краснодара, Красноярска, Казани, Сочи, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Томска, Перми, Архангельска, Сургута, Челябинска, Волгограда — лишь скромная часть географии этого праздника спорта. Традиционно в Пушкин прибывают гости из разных городов России. До пандемии в 2019 году было немало и иностранных участников. Из экзотических примеров того времени — бегунья из Коста-Рики. Мероприятие вносит немалый вклад в развитие событийного и спортивного туризма региона.
По словам Дмитрия Павлова, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, основателя группы компаний "Колвэй", в которую входит и PushkinRun, организатор Царскосельского марафона, в дни стартов — 14 и 15 мая — в Пушкине во всех гостиницах зафиксировано полное заселение. При этом, крупные массовые забеги 15-го числа одновременно проводились в трёх городах России: Москве, Казани и Петербурге. Многие москвичи и казанцы "родным стенам" предпочли именно Царскоселськие пейзажи. Это, кстати, стало причиной необычных встреч и новых коллабораций брендов, но об этом позднее.
"Локация очень важна — чтобы было красиво, — говорит участница забега на 11 км Екатерина Ашихмина. — В Пушкине трасса — огонь!" И это не самый эмоциональный эпитет к локации. В беседах с участниками градус не снижался от "удивительной", "живописной", "разнообразной", "фантастической".
Исторический контекст также добавляет особую изюминку мероприятию. Именно в Царском Селе в 1888 году был создан первый в Российской империи кружок любителей бега, участники которого и провели первые в стране состязания по данному виду спорта. Впрочем, не только это событие создаёт особый исторический флёр. Трасса пролегает вокруг знаменитых памятников архитектуры: Александровского и Екатерининского дворцов, Лицея, Знаменской церкви, Орловских и Египетских ворот, Федоровского собора, Чесменской колонны — и это не полный перечень визуальных "магнитов" для участника. Причём не только туриста. Многие петербуржцы во время пробежки по-новому открывают для себя казалось бы знакомую локацию.
Ещё один важный момент — возможность выбора дистанции. В этом отношении Царскосельский марафон с годами становится лишь интереснее.

"Всем лёгких ног"

Трасса марафона, одна из немногих в России, сертифицирована Ассоциацией международных марафонов и пробегов (AIMS) — достижения спортсменов в Пушкине официально признаются отечественными и международными организациями.
15 мая в рамках Царскосельского марафона состоялся Чемпионат Санкт-Петербурга по Полумарафону для профессиональных бегунов. Организатором также выступил PushkinRun (ООО Спорт Сити). По сути, параллельно шли два забега на одной дистанции. И это позволяло стать триумфатором дважды. Шансом в полной мере воспользовалась Анна Петрова из Петербурга, одержав победу и в Чемпионате, и на полумарафонской дистанции Царскосельского марафона.
В следующем году здесь пройдёт уже Чемпионат России по полумарафону. Решение было озвучено в ходе круглого стола Всероссийской Федерации лёгкой атлетики, который также состоялся в рамках мероприятия 14 мая. В совещании приняли участие организаторы массовых пробегов и марафонов, директора крупнейших соревнований на стадионах, в манеже, а также уличных турниров нашей страны. В ходе круглого стола обсуждались тренды развития соревнований по лёгкой атлетике, возможности современных информационных технологий для организаторов, лучшие практики привлечения участников и иные актуальные вопросы.
Право на проведение Чемпионата России именно в Царском Селе, можно сказать, было подтверждено в ходе неофициального состязания между городами-организаторами весной 2022-го. Результат Станислава Агельярова в Петербурге на дистанции в 21 км признан лучшим итогом сезона в стране. Спортсмен преодолел полумарафон за 1 час 3 минуты и 59 секунд. Результат в Москве — 1:04:10, в Казани — 1:08:28. Кстати, в соцсетях параллельно было запущено голосование: медаль какого из трёх турниров больше всего понравилась бегунам. Царскосельский вариант с янтарём стал безусловным победителем.
Однако высокие результаты — не основная цель мероприятия, говорит Дмитрий Павлов. Состязаний для тех, кто занимается профессионально и так предостаточно. Главная задача для PushkinRun — популяризация здорового образа жизни, беговых видов спорта. Именно поэтому с особым трепетом организаторы относятся к детским стартам. Здесь дистанции самые короткие — 200 м и 1 км — но борьба не менее острая, чем на "взрослой" трассе. Это приобщение подрастающего поколения к культуре активного отдыха. И особенные совместные воспоминания: многие малыши в возрасте от 3-х лет преодолевают трассу с родителями. "Наше будущее — это наши дети, наше отношение к ним и личный пример формирует образ того героя, который мы им транслируем", — убеждён Дмитрий Павлов. Конечно, подрастающее поколение — это ещё и самые рьяные болельщики. Особенно ярко это было заметно у экрана с прямой трансляцией "взрослых" стартов.
Что касается самих забегов, помимо марафона и полумарафона, участники могли выбрать дистанцию в 3 или 11 км. Такое разнообразие позволяет реализовать разные цели: от первых "шагов" в беговом спорте до новых личных рекордов. Для помощи с последним, кстати, на трассе работали профессиональные пейсмейкеры — люди, которые "вели" за собой участников к финишу на определённый результат.
Но помимо спортивных целей есть и другие составляющие. "В первую очередь – объединительное начало. Думаю, со мной многие согласятся, что сейчас всё большее количество людей ведут активный образ жизни, — говорит исполнительный директор ХК СКА Андрей Точицкий, выбравший на Царскосельском марафоне дистанцию в 21 км. — Больше людей стало бегать, заниматься скандинавской ходьбой, кататься на велосипедах, увлекаться плаванием и т.д. "Движение — жизнь" не какой-то лозунг или просто штамп. На самом деле, здорово то, что люди, которые живут активно, живут ярко — те, с кем всегда интересно общаться, они более доброжелательные, они что-то придумывают постоянно. И на таких мероприятиях встречаешь много друзей, хороших знакомых. Все радуются, улыбаются, желают друг другу добра, счастья. Эта положительная энергетика объединяет людей — вот что самое главное".

Беговые настроения

Причём бег объединяет людей не только на стартах, рассказал участник забега, сыровар и председатель ассоциации "Народный фермер" Олег Сирота. Об участии предпринимателя, известного также в качестве видеоблогера, организаторы узнали уже, как говорится, по факту. А для самого бизнесмена этот старт стал первым в его беговой карьере. Он активно увлекается этим видом спорта всего год. Но пейзажи Москвы слишком знакомы. Поэтому пробежать дистанцию полумарафона было решено в Царском Селе. Опять же — привлекла красота места.
Приезд в Петербург Олег Сирота решил совместить с решением ряда задач: присмотреться к рынку и оценить технологические новинки для высокоточного земледелия, которые сегодня предлагает "Петербургский тракторный завод" (входит в ГК "Кировский завод"). Дмитрий Павлов поделился с гостем турнира планами по открытию фермерского рынка в Пушкине — проект уже в активной стадии разработки. Олег Сирота на это заметил, что и сам рассмотрит возможности для коллаборации, а также поможет привлечь к проекту других аграриев.
"Кстати, многие из них бегают, на самом деле. У нас до сих пор все считают, что фермер — это человек, который по колено в навозе стоит с утра до вечера. Конечно, и такое тоже бывает — но наша отрасль супер высокотехнологичная. И многие фермеры активно занимаются спортом, бегают", — поделился предприниматель.
Более того, он отметил, что сегодня меняется формат бизнес-встреч. Олег Сирота сейчас активно ездит по стране с целью развития ассоциации, которую возглавляет — и в командировках он отмечает, что стало хорошим тоном не "погулять в ресторане", а совершить пробежку, в ходе которой поговорить о работе и насладиться видами города. По его мнению, бизнес всё больше становится ЗОЖ-ориентированным.
А участие бизнеса в мероприятиях, подобных Царскосельскому марафону, дают ему множество возможностей для развития, говорит Дмитрий Павлов. Дело не только в программах корпоративной социальной ответственности и положительном имидже. В этом отношении, кстати, в PushkinRun созданы партнёрские программы. Конечно, учитывается и основная "тематика" конкретного турнира. Так, например, в рамках проекта Балтийский трейл "Белые ночи" — когда трасса пролегает вдоль Финского залива — особый акцент будет сделан на вопросах экосистемы Балтийского моря.
Выступая спонсором таких мероприятий, бизнес заявляет свою позицию. При этом получает шанс не просто повысить узнаваемость бренда и лояльность потребителя, но создать всё те же "общие воспоминания" с клиентом — во время забега. Такое увеличение точек контакта через общее хобби срабатывает и на повышение продаж. На Западе подобный инструмент уже давно активно используется предпринимателями. В этом году крупными партнёрами Царскосельского марафона выступили ГК "Колвэй" и Группа "Эталон".
"Я пробежал 6 мейджоров, 25 марафонов. Международный опыт сегодня таков: крупные корпорации становятся единственным спонсором мероприятия, выкупая все партнёрские пакеты, — говорит Дмитрий Павлов. — PushkinRun рассматривает в качестве партнёров иногородние бренды, но в приоритете — всё же компании из Северной столицы, местные производители. Наша команда делает петербургский продукт. И мы хотим создать прочную ассоциацию с регионом проведения у всех гостей. Закрепить маркер "Сделано в Санкт-Петербурге".
Учитывая нарастающий тренд на ЗОЖ, это действительно дельное предложение. Кроме того, хороший тимбилдинг. И, кстати, PushkinRun организовывает не только спортивно-массовые мероприятия. В портфолио компании множество корпоративных стартов: как говорят в компании, в последние годы в крупных предприятиях региона пользуется спросом такой вид совместного досуга. А наработанный опыт позволяет команде предложить не только высокое качество мероприятия, но и финансово интересные условия благодаря себестоимости продукта. Снизить издержки помогает хорошее знание рынка и организационных особенностей для такого корпоративного отдыха.
Многие компании региона выкупают слоты на участие в марафонах и забегах для увлечённых бегом сотрудников, говорят организаторы. Это ещё один из вариантов представить свой бренд на спортивном мероприятии. Вариантов участия множество — тем более, сезон только стартовал. А уже в середине июня пройдёт один из самых запоминающихся турниров линейки — Балтийский трейл "Белые ночи".