Медицина рискует стать слишком дорогой из-за нехватки импорта

Автор фото: Авилов Александр / Агентство "Москва"

Зависимость от привозных компонентов не позволит сделать отечественную медицинскую продукцию дешевле. Более перспективной стратегией выглядит локализация иностранных производств.

По подсчётам Минздрава, в России и дружественных странах не производится более 4,5 тыс. видов медицинских изделий, из которых 254 являются критически важными. В том числе это эндопротезы и их компоненты, используемые в травматологии и ортопедии, комплектующие для анестезиологии и реаниматологии, аппараты, инструменты, расходные материалы для эндохирургии, медицинские изделия для трансплантологии, расходные материалы для диализа.

Дело техники

Владислав Баранов, генеральный директор АО "Номеко" и группы клиник "СогазМедицина", говорит, что в нашей стране, в том числе в Петербурге, есть примеры успешно работающих отечественных компаний, которые производят и расходные медицинские материалы, и оборудование (рентгены, компьютерные томографы, аппараты УЗИ и т. д.). "Но у нас нет высокотехнологичного оборудования собственного производства, которое можно было бы считать аналогом того, что предлагают лидеры мирового медицинского рынка для диагностики и лечения", — при этом честно признаётся он.
Не менее пугающей выглядит статистика по оснащению государственных медучреждений диагностическим оборудованием. По данным аналитического центра Vademecum, доля импорта здесь не менее 80%. При этом 10–20% аппаратов сильно изношены. "В топ–300 региональных и федеральных учреждений инсталлировано не менее 373 компьютерных томографов, и среди них удалось идентифицировать только шесть отечественных аппаратов — локализованные на мощностях МТЛ GE Optima СT540 и оригинальные разработки НИПК “Электрон”. В сегменте аппаратов МРТ отечественных установок не нашлось", — говорится в исследовании Vademecum.
В связи с этим, по мнению Владислава Баранова, если сейчас отечественный рынок окажется в полной изоляции, то все направления высокотехнологичной медицинской помощи неизбежно встанут.
"Во–первых, имеющиеся аппараты не смогут проходить сертифицированное сервисное обслуживание, поскольку у инженеров в клиниках попросту нет ключей и программного обеспечения для доступа к “мозгам” высокотехнологичного оборудования (это прерогатива компаний–производителей). Во–вторых, в случае необходимости не будут вовремя меняться детали, обновляться модули, использоваться подходящие расходные материалы", — поясняет эксперт.
"Если говорить о лабораторном бизнесе, то доля зарубежных поставок у нас составляет 80–85%, при этом в производстве реагентов и оборудования российские поставщики также используют импортные компоненты", — рассказывает Дарья Горякина, заместитель генерального директора лабораторной службы "Хеликс".
Действительно, по оценке АНО "Консорциум “Медицинская техника”", до 40% стоимости локально произведённых медизделий занимают импортные составляющие. "Зависимость очень сильная, и, думаю, пока ни у кого нет ответа на вопрос, что нас ждёт в будущем. Можно только предполагать. Медицинская техника — высокотехнологичная сфера, требует высоких компетенций. А поскольку в последнее время производители всё больше внедряли технологии чипирования и удалённого контроля продукции, риски бесперебойной работы оборудования высоки", — комментирует Игорь Пронин, управляющий директор института красоты "Галактика".

Приземлить производство

Теоретически тотальный переход на отечественные компоненты в производстве медизделий возможен, однако на это потребуется достаточно длительное время. По подсчётам Минздрава, к 2024 году доля отечественных производителей медицинской продукции сможет увеличиться только до 32%. При этом показатель российской составляющей на отечественном рынке медизделий не менялся с 2014 года, остановившись на отметке 21%.
По мнению экспертов, одним из путей для относительно безболезненного импортозамещения, которое не окажет негативного влияния на уровень лечения и диагностики, является расширение объёмов локализации иностранных производств на территории России. Пока это абсолютно реально, поскольку, по информации Минздрава, официально с российского рынка ни один производитель не ушёл (только две компании заявили о временной приостановке своей деятельности). "Никаких отказов от сотрудничества мы не получали. Работа ведётся в штатном режиме, и все обязательства по имеющимся контрактам исполняются", — подтверждает Сусанна Чуприна, заместитель директора по медицине "СМ–Клиники в Санкт–Петербурге".
Более того, по словам Владислава Баранова, некоторые зарубежные компании планируют нарастить объёмы локализованного производства в России. В частности, к 2026 году уровень локализации производства американской корпорации GE Healthcare, выпускающей рентгенодиагностическое оборудование, маммографические аппараты, компьютерные томографы и УЗИ на площадке подмосковного предприятия "Медицинские технологии" (МТЛ), планируется довести до 95%. Также соглашение с GE Healthcare о локализации трёх моделей высокопольных аппаратов МРТ подписала компания "Русатом Хэлскеа": к 2026 году на мощностях АО "НИИТФА" планируется создать серийное производство этого оборудования.
"Именно локализация с последующим началом производства в нашей стране аналогичного высокотехнологичного оборудования станет залогом того, что мы найдём выход из этой ситуации даже при самом пессимистичном прогнозе, — считает Владислав Баранов. — Когда мы научимся делать аналогичное по уровню качества оборудование и сформируем собственную базу инженерно–технических служб с высококвалифицированными кадрами, сможем обеспечить полное импортозамещение технологий в сегменте высокотехнологичной медицинской помощи".

Восточный ориентир

Однако наметившийся тренд на локализацию всё равно не позволит избежать повышения цен на западное медицинское оборудование. В частности, на импортные комплектующие к произведённым в России изделиям.
"Нам всем хотелось бы, чтобы цены на российские медицинские изделия были ниже. Но чтобы достичь этого, производство придётся локализовать на 100%. Пока зависимость от иностранных комплектующих будет сохраняться, отечественная продукция по стоимости не будет отличаться от импорта. Хотя и будет выигрывать за счёт скорости поставок и отсутствия проблем с техобслуживанием и ремонтом", — говорит Сусанна Чуприна.
В связи с этим, по мнению Владислава Баранова, ключевые игроки российского медицинского рынка начнут более внимательно изучать малознакомые бренды медицинских товаров из Китая и других восточных стран. Аналогичного мнения придерживается Игорь Пронин.
"Если говорить о краткосрочной перспективе, скорее всего, в сегменте медтехники произойдёт не импортозамещение, а переориентация на производителей из дружественных стран", — считает он.
По данным некоторых исследований, стоимость жизненного цикла оборудования и комплектующих, поставляемых из стран третьего мира, в среднем на 50–60% меньше по сравнению с западными аналогами.