Без резких движений: магазины перестали искать площади под новые точки

Автор фото: Сергей Ермохин
В современных условиях запуск любого проекта требует дополнительных гарантий.

Торговые сети, пекарни и алкомаркеты перестают искать площади для открытия новых точек. Бизнес предпочитает сосредоточиться на развитии доставки и снижении арендных ставок для уже имеющихся магазинов.

Многие крупные сети продуктовой розницы приостановили открытие новых точек. Выжидательную позицию заняли такие гиганты рынка, как X5 Group ("Пятёрочка" и "Перекрёсток"), "Магнит", "ВкусВилл". Однако, как отмечает старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев, открытие новых точек всё ещё рассматривают "Удачный", Fix Price и отдельные фермерские магазины. В пресс-службе "ВкусВилла" "ДП" рассказали, что у сети нет долгосрочного планирования. Это помогает перестроиться под новые обстоятельства.
"Динамика по открытию новых точек будет меняться по фактической ситуации, сейчас это не приоритетное направление развития. В апреле мы запустили бесплатную доставку более чем в 50 посёлков и населённых пунктов Ленобласти, в том числе в Сертолово, Мгу, Шлиссельбург. Территория охвата сервиса будет расширяться в зависимости от спроса", — сказали в компании.
По некоторым данным, притормозить экспансию собираются даже алкомаркеты, у которых дела идут весьма неплохо. Впрочем, тут информация противоречива. По информации Rusland SP Retail, на данный момент развивается "Винлаб". В сети "Красное и белое" заявляют, что в планы компании входит открытие магазинов, в том числе в Петербурге.
Свои планы пересматривают и пекарни. Денис Неробеев отмечает, что лишь некоторые сети продолжают искать помещения, и делают это не особо активно. Например, "Булочные Ф. Вольчека", "Люди любят", "Цех 85", "Все дома". Приостановили развитие "Хлебник" и "Британские пекарни".
Партнёр, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин подчёркивает, что за бизнес компаний в целом переживать не стоит: спрос на продукты, алкоголь и выпечку будет всегда. Тем не менее многие ведут переговоры и просят пересмотреть арендные ставки. "Открытие новых точек сегодня — это результат сделок, начатых до 24 февраля. Новые локации смотрят не активно. Исключения возможны, если на рынок будут выходить “лакомые” площади. Однако большую роль при принятии решения всё равно сыграют ставка и экономика проекта", — добавляет Трушин.
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg, указывает, что сейчас более активно развиваются небольшие сети, точки формата "магазин у дома", занимающие 150–200 м2. По итогам 2021 года, по данным Knight Frank St Petersburg, по городу доля вакантных площадей составила 9,1%, сократившись на 3,0 п. п. за год, но всё ещё не достигнув допандемийного уровня 7–8%. Объём свободного предложения за 2021 год снизился на 24% (до 48,5 тыс. м2). Наибольшее снижение отмечено на второстепенных торговых коридорах центральных районов — на 3,4 п. п. (среди них — ул. Некрасова, Средний проспект Васильевского острова, Московский, Литейный проспекту и другие). В целом по рынку наблюдается положительная динамика изменения арендных ставок. Основное увеличение — от 7 до 10% — пришлось на середину прошлого года, во второй его половине лишь некоторые собственники скорректировали ставки в сторону увеличения в диапазоне от 2 до 5%.
По оценке коммерческого директора исследовательской компании NTech Дмитрия Трифонова, развитие продаж за счёт роста сетей себя исчерпало. Развитие собственной розницы под силу только крупным игрокам и не всегда рентабельно. Консолидация сетей будет лишь ухудшать позиции производителей. Эксперт считает, что мелкооптовая торговля, которая была развита в период становления рынка, может опять стать актуальной. Также, по его мнению, необходимо лоббировать создание торгово–выставочных площадок постоянного функционирования с фиксированной арендной ставкой от площади, максимально доступных для производителей любого масштаба. Основной принцип действия их должен быть таков: сегодня — договор и оплата, завтра — доступ к работе.
"Будут актуальны розничные продажи с точек, мелкооптовые и оптовые с помощью фулфилмент–команд со склада площадки либо непосредственно со склада производителя. Для маленьких производителей следует предоставить возможность шеринга полки у аналогов дистрибьюторов", — считает Дмитрий Трифонов.
У нас на этот год были планы открыть одну–две пекарни, но мы теперь их отложили. Очень сильно подкосила ситуация с локдауном, когда мы вынуждены были работать только навынос. Сейчас, кстати, предлагают множество помещений, где мы могли бы теоретически открыть пекарню, то есть движение на рынке в этом плане идёт. Но нам это пока неинтересно, поэтому даже не изучали предложения и не можем оценить, насколько они адекватны с точки зрения арендной ставки. Сами пока тоже не ищем помещение под вторую точку.
Махмуд Буссельми
шеф-пекарь и совладелец пекарни "Hobz Ремесленный Хлеб"
Алкомаркеты сейчас очень хорошо поддерживают активность на рынке аренды коммерческих помещений, особенно в Ленинградской области. Часть брендов из ретейла пока не озвучили свои стратегические планы развития. Судя по всему, идёт корректировка стратегии. Поэтому мы сейчас отмечаем временное затишье по спросу на подбор помещений. Алкомаркеты не отказываются от ранее выбранных объектов, но есть процесс оптимизации тех точек, где очень низкий пешеходный трафик. При этом они достаточно быстро согласовывают предлагаемые объекты с высоким трафиком.
Сергей Каратаев
руководитель департамента продажи и аренды коммерческой недвижимости федеральной компании "Этажи" в Петербурге