Дышать не вредно: когда автомобили не загрязняют воздух

Автор фото: Михаил Тихонов

По мере увеличения общего объёма автопарка в крупных городах растёт и уровень пагубного воздействия транспортных средств на окружающую среду. В нашей стране и в Петербурге, в частности, эта проблема с каждым годом становится всё острее. Как сберечь экологию и повысить продолжительность жизни людей, не отказываясь при этом от благ современной цивилизации, "ДП" рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.

По данным ООН, продукты сжигания топлива являются причиной примерно трети смертей от инсульта, хронических респираторных заболеваний и рака лёгких. Мельчайшие частицы таких токсичных веществ, как сажа, бензапирен, диоксид серы, попадают в воздух, с осадками впитываются в почву, отравляют сельскохозяйственные культуры, а оказавшись в организме человека или животного, способствуют развитию различных опухолей. В то же время, исследование, проведённое в Канаде ещё в 2014 году, показало, что по факту сильно загрязняет атмосферу лишь малая часть автомобилей. Это значит, что масштаб бедствия можно уменьшить, если регулярно проводить анализ транспортного потока.
"В развитых странах в последние годы началось повсеместное внедрение новой технологии инфракрасной спектроскопии выхлопных газов от движущихся машин. Благодаря инновационной системе сканирования и умным аппаратно-программным технологиям можно быстро определить разницу между чистыми автомобилями и техникой с высоким уровнем выбросов в естественных условиях. Точность измерения на многополосной дороге составляет 84%, на однополосной — 95%. Помимо температурного спектра выхлопа, камера фиксирует номерной знак, скорость, ускорение, дату и время, на основании чего формируется отчёт по каждому участнику дорожного движения", — пояснил Дмитрий Давыдов.
Такая технология впервые была опробована в США в 2014 году, а затем внедрена в Канаде, Германии, Бельгии, Франции, Италии и Великобритании. В России используемые на сегодняшний день газоанализаторы, к сожалению, обеспечивают лишь точечную проверку и не позволяют охватить весь транспортный поток. Да и штраф за загрязнение автомобилем атмосферы не так уж велик — всего 500 рублей, а в некоторых случаях водители даже могут обойтись обыкновенным предупреждением.
"Мы предлагаем в России разработать и внедрить аналогичную импортной технологию сканирования транспортного потока на предмет обнаружения машин, превышающих допустимую норму выброса вредных веществ в атмосферу. За выявленное нарушение можно было бы автоматически выписывать штраф в соответствии с действующим законодательством. А за систематическое неисполнение предписаний предлагаем увеличить наказание до 1 тыс. рублей. Все полученные средства направлять на расширение количества таких автоматизированных пунктов проверки", — пояснил Дмитрий Давыдов.
Сегодня на фоне преференций, предоставленных IT-компаниям, подобные разработки могли бы заинтересовать и бизнес. Помимо очевидной пользы для здоровья граждан и применения автоматических камер-газоанализаторов в сфере выявления нарушений, такие установки имеют все шансы оказаться востребованными у частных компаний или жилищных служб. Например, если в элитном квартале захотят ограничить въезд автомобилей с вредными выбросами. Конечно, повсеместного внедрения подобных систем в ближайшие годы ждать не стоит. В первую очередь, по мнению Дмитрия Давыдова, важно оснастить камерами въезды в большие города и их центральные районы.
Если идея будет законодательно поддержана государством и реализована, в России существенно снизится рост заболеваний, связанных с загрязнением воздуха, бизнес получит дополнительные возможности, а правительство — эффективный инструмент контроля экологической ситуации в целом.