Рынок ЖКХ ждут рост тарифов и снижение платёжной дисциплины

Автор фото: Сергей Коньков

На фоне кризиса тарифы могут поползти вверх. Правительство попытается поддержать население новыми льготами.

Экономические кризисы не лучшим образом влияют на собираемость платежей за ЖКУ. По словам главы Минстроя Владимира Якушева, в апреле 2020 года, в самый разгар локдауна, платёжная дисциплина населения снизилась до 81%. Но уже к сентябрю восстановилась до 96%.
В 2021 году петербуржцы постепенно следовали тенденции на сокращение долгов по оплате коммунальных услуг. В ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга", обеспечивающем теплом около половины населения города, сообщают, что просроченная задолженность абонентов по итогам 2021 года снизилась на 425 млн рублей и составила 6,26 млрд рублей — на 5% меньше, чем в 2020 году. За прошедший год предприятие взыскало с должников 1,9 млрд рублей. Из этих средств 1,1 млрд рублей были выплачены абонентами до принятия судебного решения, что почти в 2 раза превышает показатель 2020 года.
Суммарные неплатежи населения за газ и электричество в абсолютных значениях меньше в силу того, что, как правило, доля расходов на тепло в квитанции за ЖКУ самая существенная. Представители ООО "Газпром межрегионгаз Санкт–Петербурга" рассказывают, что в 2021 году к гражданам–должникам компанией было подано почти 16,3 тыс. исков на сумму 143,55 млн рублей.
"В пользу поставщика газа судами вынесено 13 882 решения на сумму 120,9 млн рублей, по остальным искам ещё ведётся производство. В целом за 2021 год неплательщики фактически погасили 66,24 млн рублей газовых долгов по судебным решениям. Это на 20% больше, чем в предыдущий период", — говорят в пресс–службе ООО "Газпром межрегионгаз Санкт–Петербурга".
В АО "ЕИРЦ Петроэлектросбыт", по чьим квитанциям петербуржцы оплачивают электричество, взносы в фонд капитального ремонта, а некоторые и вывоз ТКО, сообщают, что в 2021 году величина дебиторской задолженности сократилась, а общее число неплательщиков снизилось на 2% в сравнении с 2020 годом.

Неактуальные ориентиры

Максимальную ставку индексации тарифов ежегодно для каждого региона утверждает ФАС. При этом средний рост тарифов в стране не должен превышать уровня инфляции. Для Санкт–Петербурга на текущий год ведомство рассчитало значение 6,3%, однако городской комитет по тарифам утвердил показатель ещё ниже — 3,5%.
По итогам прошлого года инфляция составила 8,4%. 10 марта Центробанк опубликовал прогноз на 2022 год, в котором уровень инфляции оценён в 20%. Таким образом, в 2023 году коммунальные услуги могут подорожать на рекордное с 2011 года значение.
"Есть опасения, касающиеся роста задолженностей населения по оплате ЖКУ, потому что вслед за закрытием в России иностранных компаний и введением различных санкций возникает серьёзная угроза роста безработицы, которой не было уже, наверное, 20 лет", — считает доцент департамента финансов НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Юрий Ичкитидзе.
В Санкт–Петербурге для некоторых категорий населения предусмотрены льготы на оплату ЖКУ. "Если граждане сталкиваются с ситуацией, когда размер расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышает максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи — 14%, бюджетом Санкт–Петербурга гарантированы субсидии для обеспечения социальной защиты", — напоминают в городском комитете по тарифам.
Екатерина Кузнецова, доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, отмечает, что значительное повышение тарифов сейчас нецелесообразно, потому что существующая система субсидирования части оплаты услуг ЖКХ нуждающимся гражданам не настолько широко применима, чтобы компенсировать рост тарифов.
Задумались о нуждающихся и на федеральном уровне. 10 марта заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева заявила, что в Минстрой были направлены предложения по расширению комплекса мер поддержки населения. Среди них — 100%–ная льгота на оплату ЖКУ для многодетных семей, субсидирование 70% стоимости услуг для лиц старше 65 лет, отмена комиссии банков при оплате ЖКУ для населения и ограничение её значением 0,1% для управляющих компаний.
Актуальным решением при ставке ЦБ РФ 20% стало отвязать от неё размер пеней. Соответствующие изменения в законодательство внесли 14 марта. Ранее при несвоевременной оплате ежедневно начислялся штраф в размере 1/300 от ставки ЦБ при просрочке до 3 месяцев и 1/130 в последующем.

Заморозка не поможет

Ещё 21 февраля депутаты из фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о моратории на повышение тарифов ЖКУ до конца 2022 года. Тогда это преподносилось как инструмент борьбы с последствиями кризиса, вызванного пандемией. "Граждане несут дополнительные издержки в виде повышенных счетов за коммунальные услуги в связи с длительным нахождением дома", — указали депутаты в пояснительной записке к инициативе.
Предложение не нашло одобрения кабинета министров. В правительстве отметили, что заморозка тарифов негативно скажется на деятельности ресурсоснабжающих организаций, а сами платежи и без того растут не критично. Однако в новых условиях вполне возможно возвращение властей к этой идее на фоне уже нового, как ожидается, более серьёзного кризиса.
Тем не менее если не станет платить больше население — кто–то должен будет отдать деньги за него. Например, в Санкт–Петербурге теплоснабжающие организации получают из городского бюджета субсидии, покрывающие разницу между экономически обоснованным тарифом и его значением для граждан. В электроэнергетике регулирование происходит за счёт перекрёстного субсидирования, когда бизнес имеет более высокие тарифы, которые компенсируют низкие расценки для других категорий потребителей.
Юрий Ичкитидзе считает, что с точки зрения экономической справедливости тарифы естественных монополий должны быть заморожены. Их потерянные доходы не должны компенсироваться из бюджета, а в кризисных условиях они обязаны искать дополнительные способы повышения своей эффективности.
"Естественно, это всё столкнётся с противодействием со стороны этих монополий, которое будет реализовываться благодаря возможностям на высоком политическом уровне. Дальше — это только вопрос компромисса", — добавляет эксперт. Он отмечает, что тарифные компенсации ресурсоснабжающим организациям — крайне неэффективная мера.
В нынешних условиях попытка смягчения кризисного удара по населению только приведёт к усилению нагрузки на бюджет и создаст дополнительные сложности предпринимателям.
Чтобы этого избежать, необходимо перестраивать систему взаимодействия с естественными монополиями. Также, по словам экспертов, существует запрос на обновление кадров в руководстве этих организаций и на корректировку системы их мотивации.