Роскомнадзор хочет построить собственную систему блокировки спам–звонков. Эксперты сомневаются в нужности подобной инициативы, ведь операторы и так борются с мошенниками, в том числе в рамках соглашения с ФАС.
Подчиняющийся Роскомнадзору Главный радиочастотный центр заказал исследование системы блокировки подмены номеров для совершения спам–звонков. Заказ был опубликован на сайте госзакупок в последних числах декабря, сумма его исполнения составляет 8,2 млн рублей. При этом подробные данные, включая выбранного исполнителя и сроки реализации, по нему засекречены. Это наводит на мысли, что борьба со спамом не является основным смыслом этой инициативы.
Лишняя структура
Проблема нежелательных звонков не теряет актуальности год от года. По данным аналитического центра НАФИ, только за один месяц 2021 года спам–звонки получили около 89% россиян. Чаще всего от них страдают жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов. Подменные номера часто используются мошенниками для обмана пользователей: они представляются сотрудниками банков, компаний, правоохранительных органов.
По статистике МВД, с января по ноябрь 2021 года телефонные мошенники украли у россиян около 45 млрд рублей. За первые полгода 2021–го были возбуждены дела по 127 тыс. спам–звонков, сообщал Александр Хинштейн, глава комитета Госдумы по информполитике, связи и информационным технологиям. И проблема возникла далеко не вчера: в 2020 году, по данным "Лаборатории Касперского", спам–звонки занимали 63% от общего объёма звонков с незнакомых номеров.
Несмотря на всю актуальность вопроса, эксперты отрасли относятся к новой инициативе скептически. "Роскомнадзор хочет участвовать практически во всём. В плане борьбы со спам–звонками многие компании и так уже хорошо отработали. Кроме того, есть закон о связи. Роскомнадзор, мне кажется, здесь будет лишней структурой. Также я не очень понимаю, как они это смогут реализовать, учитывая, что всё равно необходимо вносить изменения в закон. Это может сделать Минцифры и без Роскомнадзора", — отмечает Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily.
Михаил Климарёв, директор Общества защиты интернета, считает, что регулятор взялся за борьбу со спамом, потому что нынешние методы не работают. Он называет спам и мошенничество социальным явлением. Принято считать, что его можно решить техническими методами. "Нет, нельзя. Особенно при наличии нынешней правоохранительной системы", — настаивает Климарёв.
При этом он крайне недоволен тем, что инициативу в данном случае взял на себя Роскомнадзор: "Я не помню ни одного случая за последние 10 лет, когда РКН что–то сделал, не чреватое для телеком–рынка. Ну придумают какой–то 138–й реестр и попытаются свалить ответственность на операторов".
Спам–звонки никогда не исчезнут, несмотря на отчаянную борьбу с ними, считает гендиректор "Рустелекома" Юрий Брюквин. "Яркий пример — спам в электронной почте, который никуда не исчезает, хотя с ним воюют десятилетиями. Зачем это Роскомнадзору, мне сложно сказать. Сейчас операторы и различные компании предоставляют антиспам–сервисы в виде надстроек для смартфонов. Это реализовано, например, у “Яндекса” и “2ГИС”. Они обновляют базы номеров в смартфоне, которые маркированы как спам", — рассуждает эксперт.
Ящик для спама
В июле прошлого года операторы "большой четвёрки" и ФАС подписали меморандум, в рамках которого договорились совместно бороться со спам–звонками и мошенничеством. Операторы рассказали, что в течение последнего полугода активно работали в рамках этой договорённости.
"МТС в ходе подготовки меморандума первыми из российских операторов связи запустили в мае 2021 года бесплатное решение по защите абонентов от спам–звонков, которое автоматически с помощью анализа big data перенаправляет нежелательные вызовы на специальный голосовой ящик. Сервис пользуется популярностью у абонентов и доказал свою эффективность в защите от спам–звонков. Мы работаем над расширением сотрудничества с коллегами по рынку и регуляторами как в рамках подписанного меморандума, так и в продвижении новых инициатив по борьбе со спамом и фродом", — утверждают в МТС.
"МегаФон" в начале сентября прошлого года запустил бесплатный сервис для защиты абонентов от голосового спама и звонков с подменных номеров. Он работает на основе аналитических алгоритмов и позволяет автоматически перенаправлять нежелательные вызовы в специальный голосовой ящик. Абонент получает СМС о поступившем вызове и может прослушать голосовое сообщение, которое оставил звонивший. Сервис доступен абонентам во всех регионах России. Компания обрабатывает порядка 50 млн нежелательных вызовов в год. Сегодня в спам–фильтр попадает в 6 раз больше звонков, чем в начале 2021 года.
"Каждый оператор может использовать собственное решение для борьбы с нежелательными вызовами и принимать меры, которые позволят избежать некорректной работы системы. Мы со своей стороны планируем расширять портфель услуг по борьбе со спамом и предлагать новые интерфейсы управления спам–трафиком с возможностью быстро пожаловаться и заблокировать нежелательный вызов", — прокомментировали в "МегаФоне".
Рынок в ожидании
В Tele2 согласны, что подписание меморандума показало готовность бизнеса и власти взаимодействовать в решении проблемы. Но кардинальные успехи в борьбе со спамом будут достигнуты, только когда операторские системы защиты охватят весь рынок. С этой точки зрения операторам важно обмениваться опытом, масштабировать лучшие практики противодействия спаму и опираться в этой работе на поддержку регулятора, чему и способствовало подписание документа.
"В рамках подписания меморандума участники рынка разрабатывают новый инструментарий для борьбы с нежелательными вызовами. В конце года мы запустили пилот по маркировке звонящего как возможного спамера. Список обзвонщиков пополняется на основании аналитики больших данных. В планах компании также запустить базовый функционал услуги маршрутизации звонков в спам–бокс: она даёт клиенту возможность прослушивать сообщения позже или получать их в текстовом виде. В рамках меморандума мы планируем распространить пилотируемые услуги на большее число регионов, тестировать новые продукты и запускать сервисы для улучшения клиентского опыта", — поделились в компании.
Сейчас у Tele2 для борьбы с мошенниками существует два контура защиты. Встроенная антиспам–система с помощью технологий big data выявляет нежелательные вызовы, в том числе звонки–сбросы. Аналитические алгоритмы распознают спам–звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя. В сутки Tele2 обрабатывает с помощью big data примерно 5–6 млн таких вызовов, включая звонки–сбросы.
В "Билайне" от комментариев предпочли воздержаться.