До запуска мусорной реформы в Петербурге осталось несколько дней — 1 января в городе начнёт работу единый региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, поменяются транспортные маршруты по вывозу мусора и — частично — перевозчики.
Теперь за 2,4 млн тонн отходов в год будет отвечать АО "Невский экологический оператор", акционерами которого являются правительства Петербурга и Ленинградской области, банк ВТБ и "Интер РАО". Компания была создана незадолго до объявления конкурса на выбор регионального оператора по обращению с отходами в Петербурге. Осенью она провела конкурсы на выбор перевозчиков, по итогам которых карта будущих мусорных маршрутов города претерпела изменения.
Самые принципиальные касаются северных районов города, обслуживание которых перешло от одной из старейших в городе компаний АО "Автопарк № 6 "Спецтранс" к относительно небольшой компании "Эко Лэнд". "Эко Лэнд" получил в работу второй по объёмам контракт на перевозку мусора, имея в парке около 25 единиц техники. Правда, сразу после победы в тендере подрядчик заявил "ДП" о закупке транспорта и готовности качественно обслуживать территорию.
Согласно итогам конкурсов НЭО, отвечать за вывоз мусор из Петербурга с 2022 года также будут АО "Автопарк № 1 "Спецтранс" (юг города), ООО "Ресурс АТЭ" (участники рынка связывают компанию с АО "Автопарк № 1 "Спецтранс"), ООО "Эковаст" (связано с ПКФ "Петро-Васт"). Компании имеют право привлекать перевозчиков, с которыми, как говорят источники «ДП», на рынке появились проблемы — ожидая передела рынка, многие из них опасались потери бизнеса и уже договорились о работе в других регионах.
Между тем уже сегодня горожане обращают внимание на ухудшение качества вывоза отходов, соответствующие сообщения публикуются в соцсетях и отправляются в различные инстанции. Очевидно, этому есть и объективное объяснение: выпавшие в декабре рекордные объёмы снега не позволяют быстро и качественно вывозить мусор.
Профессиональные участники рынка обращают внимание на то, что новогодние праздники — традиционно сложный период не только из-за погодных условий, но и из-за увеличения объёмов генерируемого при подготовке к праздникам горожанами мусора. В том числе поэтому переход на новые правила вывоза 1 января — изначально не самая хорошая идея, считают операторы. Так, в соседней Ленобласти реформа стартовала осенью и шла поэтапно (разные районы переходили на новые правила в разное время).
"Учитывая объёмы городского мусора и несовершенство территориальной схемы в части адресного перечня точек сбора отходов, надо было стараться по максимуму сохранить взаимодействие с действующими перевозчиками, которые обладают уникальной информацией о расположении площадок, их загруженности, проблемах с подъездами и так далее", — комментирует источник "ДП", отмечая и другую проблему.
Дело в том, что в конкурсной документации по определению транспортировщиков не было прописано, как отходы, собираемые дворниками от подъездов многоквартирных домов, будут попадать на контейнерные площадки, с которых их и обязаны забирать перевозчики. Так что существует вероятность, что 1 января мусор будет скапливаться не только на площадках, но и у парадных. Как поясняют участники рынка, эти вопросы проговаривались с перевозчиками, однако нельзя быть уверенными, что управляющие компании, а тем более дворники, получили новые вводные и готовы им следовать.
Вход в мусорную реформу во всех субъектах страны был стрессовым, отмечают участники рынка, и прогнозируемый в Петербурге коллапс укладывается в общероссийский сценарий. Предотвратить его можно было бы более тщательной подготовкой к переходу, однако и она не всегда спасала регоператоров.
Как прокомментировали "ДП" в комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, все службы города уже переведены в режим повышенной готовности и будут работать в таком формате и далее. В НЭО на запрос "ДП" не ответили.