Упали, но не сильно: что изменилось на авторынке в 2021 году

Ермохин Сергей
Ермохин Сергей

Рынок автомобилей в 2021 году серьезно изменился: новая волна дефицита на новые авто спровоцировала спрос и на подержанные машины. Последние полтора года правила диктуют продавцы, однако уже в следующем году ситуация может измениться. Такой прогноз дал руководитель группы по работе с клиентами "Авто.ру" Даниил Шкурыгин. "ДП" обсудил с ним последние тенденции в автомобильной сфере и узнал, как сервисы упрощают процесс покупки и продажи авто, а также гарантируют безопасность сделки.

Руководитель группы по работе с клиентами "Авто.ру" Даниил Шкурыгин
Даниил, что происходит на автомобильном рынке сейчас?
— Весь 2021 год мы наблюдали сильный дефицит автомобилей, который начался с нехватки новых машин и достаточно быстро распространился и на подержанные. Главной причиной традиционно называют нехватку электронных компонентов. Однако есть еще один важный фактор, который сильно способствовал уменьшению количества предложений на рынке, — это крайне быстрое восстановление покупательской активности после локдауна 2020 года. Если вернуться в самое начало пандемии и посмотреть на прогноз, который, например, давали аналитики BCG, то мы увидим, что он был весьма печальным и предполагал падение рынка в худшем сценарии в 2 раза, а в лучшем — на 20%. В итоге российский рынок в 2020 году потерял всего 9%. Это лучший показатель в Европе: рынки Германии, Великобритании и Франции упали более чем на 20%.
Таким образом, на дефицит производства наложились быстрые темпы восстановления покупательской активности. Мы в "Авто.ру" проводили исследование того, как изменилось отношение россиян к владению автомобилем во время пандемии, и выяснили, что и так высокий процент автовладельцев, не готовых отказаться от владения машиной, вырос еще больше и приблизился к 100%. Очевидно, что возросшее внимание к личной безопасности повысило ценность владения автомобилем, что в свою очередь повлияло на спрос. Плюс к этому, россияне в условиях неопределенности стремились сохранить свои сбережения, приобретая автомобили.
К чему привели эти тренды?
— Всё это привело к тому, что к концу лета 2021 года многим дилерским центрам просто-напросто было нечего выставить в свои шоу-румы, настолько сильным был дефицит. К концу года ситуация с доступностью автомобилей улучшилась, но нехватка машин сильно повлияла на цены. К осени средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 17% к прошлому году, достигнув отметки в 2,2 млн руб. Автомобили с пробегом подорожали еще сильнее — на 30%, до 800 тыс. руб. в среднем. Благодаря дефициту новых авто, средний возраст автомобилей на вторичном рынке вырос до 12,6 лет, что на 11% больше, чем годом ранее. Увеличился и средний пробег, — он составляет 153 000 км, это на 7% выше прошлогоднего показателя.
То есть сейчас рынок продавца?
— Конечно, в условиях дефицита наибольшую рыночную силу имеет тот, у кого есть предложение, а именно продавец. Весь год мы наблюдали за тем, какие фантастические условия изобретают продавцы, чтобы продавать автомобили с наибольшей выгодой. И продавцов в этом месте можно понять. В конце концов, в условиях ограниченной доступности товара им ничего другого не оставалось, ведь нельзя забывать, что на плечах автодилеров лежит ответственность за их персонал, который должен своевременно получать заработную плату, за обеспечение постоянных расходов, которые при сокращении складов не становятся меньше и многое другое.
Важно не забывать, что рынок продавца — явление временное. Рано или поздно дефицит закончится, автомобилей опять будет более чем достаточно, и покупатели снова смогут выбирать, где и на каких условиях покупать авто.
Наиболее мудрым способом поступают сейчас те дилеры, которые используют это время для того, чтобы переосмыслить свои процессы, определить стратегию дальнейшего развития и найти новые стримы получения прибыли. Радует, что такие дилеры есть.
В нынешних экономических условиях даже автомобиль эконом-класса становится роскошью?
— Наверное, слово "роскошь" в данном контексте звучит пока что ещё слишком громко. Но приобретение и эксплуатация автомобилей и правда становятся всё более затратными, при этом реальные доходы населения не растут соответствующими рынку темпами. Как показывает практика прошлых кризисов, сильно страдает сегмент новых автомобилей, так как спрос смещается в сторону более доступного сегмента автомобилей с пробегом — и вот он уже чувствует себя стабильно. Например, после кризиса 2014 года рынок новых автомобилей сократился почти в два раза и так и не смог вернуться к докризисным значениям, в то время как рынок автомобилей с пробегом очень быстро восстановился на 90% от показателей благоприятных для рынка 2012 и 2013 годов. В этом плане, правильно поступают те дилеры, которые диверсифицируются в сторону продаж автомобилей с пробегом, более надёжного сегмента рынка. Здесь "Авто.ру" является для дилеров важным стратегическим партнером, поскольку продажа автомобилей с пробегом — наша сильнейшая компетенция.
Правда ли, что сейчас есть тренд на цифровизацию продаж авто?
— Да, это так. Мы видим, как наши пользователи становятся все более требовательными к качеству контента, они хотят получить как можно больше информации о товаре в онлайне, чтобы если и ехать к продавцу, то с намерением приобрести автомобиль, про который они уже все узнали.
Кстати, "Авто.ру" недавно подключил авторизацию пользователей через Госуслуги. Это помогает покупателю узнать больше о продавце-частнике?
– Мы действительно подключили авторизацию через Госуслуги, причем сделали это первыми. Узнать продавцов, прошедших авторизацию с помощью ЕСИА, можно по специальной отметке в объявлении. Она дает больше гарантий покупателям, что продавец — это реальный человек, который зарегистрировался и прошел верификацию на Госуслугах.
Какие ещё сервисы компания запустила в 2021 году?
— Мы внимательно наблюдаем за ситуацией на рынке и запускаем продукты, которые нужны здесь и сейчас. Например, во время осеннего локдауна мы запустили видеозвонки в приложении "Авто.ру", чтобы пользователи могли совершить первичный осмотр машины, не выходя из дома. Еще мы наблюдаем существенный рост интереса к 3D-панорамам, которые позволяют более детально рассмотреть автомобиль прямо на "Авто.ру": в Петербурге пользователи стали просматривать панорамы в 7 раз чаще (по сравнению с прошлым годом). При этом доля объявлений с панорамами выросла за год в 4 раза. Что важно отметить — панорамные фотографии в объявлении позволяют сократить срок продажи авто на 25%.
Ещё одним важным запуском стала "Безопасная сделка". Данный сервис упрощает для частных лиц покупку и продажу авто с пробегом. Покупателю не нужно возить с собой наличные или переживать из-за перевода крупной суммы на неизвестную карту — он переводит деньги на специальный счёт, где они замораживаются до завершения сделки. А продавец уверен, что у покупателя есть необходимая сумма.
Если говорить про партнёров, то для них мы сделали аукцион стоимости звонков по новым автомобилям, который позволяет им самим управлять стоимостью привлечения клиентов. Это важно для рынка, так как в условиях нестабильности поставок ценность трафика весь год имела плавающее значение, и дилеры могли сами подстраивать наш рекламный канал под свои потребности в зависимости от их товарных запасов.
Дилеры сами выбирают, какие машины им важно продать быстрее, и за счёт более высокой ставки звонка поднимают их в поисковой выдаче. Это даёт им возможность получать больше трафика тогда, когда это необходимо, и экономить там, где нет сильной потребности в рекламе — например, если автомобилей мало и на них высокий спрос.
Учитывая двухлетний "пандемийный" опыт, как будет развиваться рынок в ближайшее время?
— В следующем году ситуация будет меняться. Склады дилеров будут пополняться, а спрос уже не будет таким активным, поскольку он, с одной стороны, был удовлетворен, а с другой — при наличии достаточного количества предложений покупатель будет быстрее находить нужный ему автомобиль и, соответственно, делать меньшее количество обращений в дилерские центры, что снизит удельный трафик на каждое торговое предприятие. Однако заметного снижения цен ждать не стоит. Да, продавцы будут более сговорчивы и наверняка будут готовы делать стимулирующие спрос предложения, но себестоимость авто тоже выросла, а продавать в минус никто не будет. Кстати, открою небольшой секрет, большинство дилеров уже делают интересные предложения, поэтому не откладывайте покупку, если она есть в планах.