Иллюзия веселья

Руководители многих предприятий, особенно небольших, сейчас ломают голову. Праздновать Новый год на широкую ногу, с шампанским, танцующими на столе сотрудниками и прочими удовольствиями? Или слегка доплатить подчинённым за труд в течение года, обойдясь без массовых гуляний? Ещё несколько лет назад корпоратив иногда неофициально называли "тринадцатой зарплатой" и воспринимали как лучшее поощрение, бонус за успехи и старания. Думается, в этом году (как и в 2020–м, который большинство топ–менеджеров вспоминают с ужасом) более целесообразно было бы мотивировать сотрудников "классическим инструментом". Как известно, ничто так не повышает лояльность работника к организации, как деньги. Каким бы сплочённым и замечательным ни был трудовой коллектив. Если бы сотрудникам крупной корпорации предложили выбор — доплата в конце года или корпоратив, мнения явно разделились бы.
С другой стороны, сложно оспорить значение корпоратива как формы тимбилдинга. Вероятно, это понимание попортило немало нервов директорам компаний, когда они в начале пандемии осознали, что без всякого объявления войны вынуждены будут отправить сотрудников по домам и ограничить им живую коммуникацию друг с другом. Рассогласованность внутри системы и риск не привести к консенсусу её звенья — пожалуй, это пугало больше всего. Ибо классик давно объяснил нам, что происходит, когда в товарищах согласья нет… В деловой жизни слова известной басни можно было бы дополнить рассуждениями об эффективности неденежной мотивации сотрудников к труду.
Чуть меньше 2 лет назад руководители предприятий были вынуждены отказаться от тимбилдинговых ивентов. Сейчас, после снятия некоторых ограничений, вопрос экономии средств и отмены неделовых собраний так и остался открытым. Каждый решает эту задачу по–своему. Предпринимателю (опять же проще рассмотреть на примере небольшой организации) приходится выбирать, чего он боится меньше: прервать традицию, которая годами помогала ему сплачивать коллектив, или потратить впустую деньги. Одним словом, возникает выбор между двумя крайностями, обе из которых опасны.
Каких–то 10 лет назад обыватели массово ругали виртуальное пространство за его иллюзорность. Люди получили возможность представляться теми, кем не являются, и это стало прекрасным способом потешить иллюзии. Теперь иллюзорность начинает заполнять собой досуговую часть жизни многих из нас (причём вне зависимости от нашего выбора). Иллюзия реального контакта, иллюзия праздника, иллюзия единства внутри компании… Смогут ли виртуальные вечеринки с виртуальным шампанским подарить что–то, кроме иллюзии веселья?